В
Венеции сестьерами называются - хоть это и неточно - обширные
кварталы: по три с каждой стороны Большого Канала. Помимо сестьеров
di Castello (то есть "замкового" - прим.
переводчика) и Cannaregio, существует еще четыре: San Marco,
San Polo, Santa Croce и Dorsoduro.
Наш
первый "таинственный" маршрут начинается от сестьере di Castello
- самого крупного и самого густо населенного в городе - чтобы затем,
почти сразу, углубиться в сестьере Cannaregio (также очень обширный
и с такими же свойствами). Точнее, он берет начало в calle de la
Cavallerizza, позади большой церкви святых Иоанна и Павла (San
Zanipolo на венецианском диалекте), где - в период между Сейченто
и Сеттеченто - находилась Cavallerizza dei nobili (Аристократический
манеж - прим. переводчика) - манеж,
от которого и пошло название улицы, вмещавший в себя до семидесяти (и
даже более) лошадей ради удовлетворения жажды верховой езды венецианских
патрициев.
Именно здесь, на этой улице, 25 июля 1755 года был арестован и препровожден
в piombi - кошмарную тюрьму в Герцогском дворце - проживавший
тогда в доме синьор Поццо Джакомо Казанова. Но о нем мы поговорим позднее.
В этой великолепной готической церкви (самой большой в Венеции), постройка
которой началась в 1246 году по заказу ордена Просящих милостыню доминиканцев
и посвященной в 1430 году Святым Иоанну и Павлу, похоронены многие дожи
и герои Светлейшей Республики. Среди них и Маркантонио
Брагадин - мученик Фамагусты, в 1571 году погибший от рук турок,
содравших с него живьем кожу, незадолго до победы христиан под Лепанто.
Кожа героя - выкраденная из арсенала Константинополя, где она хранилась
как жуткий военный трофей - была помещена в урну, установленную 18 мая
1596 года в правом нефе. В нескольких же шагах от нее, в стене левой
крестовины, хранится прах дожа, отомстившего за жертву Брагадина, -
того самого Себастьяно Веньера (Sebastiano
Venier), который при Лепанто окончательно победил турок в знаменитом
морском сражении, изменившем судьбы современной Европы.
Но не из одних праведников состоит история Венеции. И среди них встречаются
те, кто не может не бродить здесь, как...
Дож-предатель, слепой
дож, дож-пророк.
Как
раз позади церкви San Zanipolo - на беспокойном отрезке calle de la
Cavallerizza, над которым возвышаются огромные витражи церкви - каждую
ночь происходит событие, мягко говоря, необычное. Неясные факты, окружающие
эту историю, говорят о том, что в 1355 году дож Марин Фальеро (Marin
Faliero) собрался с группой своих приспешников - бесчестных купцов,
чтобы сплести паутину своего безумного плана: захватить государственную
власть, воспользовавшись экономическим и социальным кризисом, в котором
находился город, ослабленный еще и войной с Генуей, и уничтожить все
магистратуры, дабы стать единственным и абсолютным властителем Венеции.
Раскрытый как раз накануне свершения, государственный переворот был
жестоко подавлен, а дож-предатель казнен последним на той самой Лестнице
Гигантов Герцогского дворца, где восемь месяцев назад он принимал бразды
правления. Голову его - отсеченную от тела - в могиле положили ему между
ног, в знак вечной памяти об оскорблении, нанесенном им собственной
Республике.
Безголовое тело Фальеро (как бы в насмешку, не знающее - где находится
его голова) до сих пор продолжает бродить по местам, где зародился и
развивался заговор, со связанными за спиной руками в поисках головы.
И кое-кто утверждает, что - несмотря на его состояние - он слышал отчаянный
плач привидения.
Чтобы еще более отягчить его наказание, вовлекая его в постоянную борьбу,
Фальеро на том свете преследуется другим дожем: Энрико
Дандоло (Enrico Dandolo). Он - восьмидесятилетний и слепой - во
время четвертого Крестового похода руководил взятием Константинополя,
устроив жестокую резню в надежде завоевать славу (шел 1204 год). С двумя
горящими головнями вместо глаз и с острейшей шпагой, которую он вынужден
держать за лезвие, постоянно раня руки (кара за пролитую кровь невинных),
Дандоло также вынужден бродить (испуская дикие вопли, которые никто
не слышит) в поисках Фальеро, чтобы отомстить за честь города и искупить
свой грех высокомерия. Их встреча еще должна произойти, хотя веками
народная молва говорит о том, как эти двое несколько раз приблизились
друг к другу, но не могли друг друга увидеть.
Не ведая о той драматической борьбе, что происходит в нескольких шагах
от него, еще один дож веками бродит по ночам взад-вперед в районе церкви
Святых Иоанна и Павла, не находя покоя. Это Томмазо
Мочениго (Tommaso Mocenigo), известный также как "дож-пророк",
потому что на смертном одре (почил он в 1423 году) он предрек военный
и экономический упадок Венеции, в случае, если его преемником будет
выбран Франческо Фоскари (Francesco
Foscari). Его последними словами были: "И если вы - упаси Господь
- сделаете его дожем, очень скоро окажетесь втянутыми в войну; и у кого
сейчас десять тысяч дукатов, останется с одной лишь тысячей, и у кого
сейчас десять домов, останется лишь с одним, и у кого сейчас десять
платьев, плащей или рубашек, с трудом найдет одно". Выборы все
же состоялись, и все сбылось. Теперь дож - который не может говорить
- бродит, постоянно вытягивая изо рта длинный свиток, на котором много
раз повторено лишь одно слово: "Veritas" ("Истина"
- лат.; прим. переводчика). С
лицом багровым и залитым слезами, задыхаясь, он постоянно падает, путаясь
в свитке, который постепенно обвивается вокруг его ног. В то время,
как от первых двух советуют держаться подальше, Мочениго с радостью
встречает тех, кто помогает ему освободить ноги (но только ноги). Его
грустный взгляд на мгновение загорится благодарностью, но он вынужден
будет снова подняться и продолжить свой путь.
Источник:
Alberto Toso Fei.
Leggende veneziane e storie di fantasmi. Guida ai luoghi misteriosi
di Venezia. Editrice Elzeviro, Treviso, 2004;
стр. 17 - 21.
©
Перевод с итальянского Светланы Блейзизен