Святой
Валентин, которого еще называют Святым Валентином из Терни или Святым
Валентином из Интерамны (он родился в Интерамне около 176 года – и был
обезглавлен в Риме в 273 году) был епископом и мучеником. Он признается
святым католической, православной и англиканской церквями и считается
покровителем влюбленных и - как ни странно - эпилептиков.
Cведения о нем мы находим уже в VIII веке в мартирологе Беды, затем
он упоминается и в исторических и литургических Мартирологах Рабана
Мауро и Узуарда (IX век) и в Римском Мартирологе. К этому же периоду
относится и упоминание о существовании в Терни базилики, посвященной
этому епископу-мученику, в которой Папа Захарий встречался с королем
лангобардов Лиутпрандом.
Эта базилика (здание раннехристианского периода которой до нас не дошло)
располагалась на достаточно древнем кладбище, основание которого восходит,
как минимум, к IV веку (самая старая запись, найденная на могилах, относится
к 366 году).
Опираясь на сведения, приведенные в одной старинной "Passio"
(в Италии периода раннего христианства это
описание Страстей Христовых или же последних
мгновений жизни святых, например, существуют "Passio di Santa Lucia",
"Passio di San Gerolamo" и т.д.), написанной ранее
VIII века (предположительно в V -VI вв.) и послужившей источником данных
для Беды, мы столкнемся и с другими свидетельствами о жизни и чудесах
Святого Валентина.
Например, есть там такой рассказ. Три молодых афинянина - Прокл, Эфеб
и Аполлоний - изучали в Риме латынь у оратора Кратона. Сын же Кратона
был безобразно горбат и никакое лечение ему не помогало. Один из друзей
Кратона рассказал ему, что один из его братьев страдал той же напастью,
но был излечен Валентином - епископом Интерамны. Послали за Валентином,
он прибыл в Рим и - после долгой беседы с юношей и некими ритуалами,
необходимыми для спасения души - чудесным образом излечил его, "в
уплату" получив от излеченного и группы его друзей обещание обращения
в христианство. Среди этих друзей был и сын римского префекта. Однако
же Римский Сенат арестовал Валентина, которого подвергли бичеванию и
обезглавили по приказу префекта Плачида.
После этого три юных грека выкрали его останки, отвезли их в Терни,
где и похоронили мученика.
Мартиролог Иеронима - сборник, составленный в первой половине V века
в Северной Италии (по всей вероятности - в Аквилее), на основе различных
местных календарей и литературных источников - во всех своих кодексах
упоминает, что 14 февраля в Интерамне родился Валентин.
Учитывая характер создания Мартиролога Иеронима, можно с уверенностью
сказать, что уже в IV веке в Терни почитался мученик Валентин; его исторические
"координаты" достаточно точны, следовательно, существование
его не подлежит сомнению, и это именно Валентин из Рима. Городок Терни
был гораздо менее знаменит, чем Рим, так что абсурдно предполагать,
что автор мартиролога перепутал города рождения святого. В этом же мартирологе
Терни упоминается в связи с еще двумя датами, касающимися других святых:
14 апреля и 1 мая, что явственно говорит о том, что составитель пользовался
местными календарями и переписал трудное латинское название Интерамна
в силу своих способностей, продемонстрировав тем самым свою верность
оригиналу.
Существует и еще один документ, который, несомненно, подтверждает тот
факт, что Валентин был епископом и - несколько косвенно - указывает
дату его кончины. Единственный его недостаток - это то, что он относится
к категории "Passio" и окрашен в яркие тона местечкового "триумфализма".
Речь идет о "Passio", написанном Феличано из Фолиньо. Он родился
в Форум Фламинии (сейчас это местечко Сан-Джованни Профьямма), потом
отправился учиться в Рим и был принят Папой Элевтерием (174 - 189 гг.).
Затем он вернулся в родные места, где проповедовал христианство язычникам;
Папа Виктор (189 - 198 гг.) - преемник Элевтерия - рукоположил его в
епископский сан и даже даровал ему право ношения мантии - символа правителя
города. Он продолжает - с большим или меньшим успехом - обращение жителей
Фолиньо, Спелло, Беваньи, Ассизи, Перуджи, Норчи, Треви, Сполето и Терни,
в котором - как упоминается в документе - в 197 году он обратил в христианство
и рукоположил в епископы Валентина. Так что столь распространенное отождествление
Валентина - мученика из Терни с римским пресвитером Валентином неправомерно
и, судя по всему, этот последний не существовал вовсе.
Что
еще известно об этом святом?
Как
нам уже известно из "Passio", которой пользовался Беда, в
270 году Валентин находился в Риме у оратора Кратона, где лечил его
сына, а заодно проповедовал Евангелие и обращал в христианство язычников.
Император Клавдий II Гот приказал ему прекратить религиозные службы
и отказаться от своей веры, на что Валентин ответил отказом и - более
того - попытался обратить в христианство самого императора. Обращение
не удалось, но император помиловал Валентина, и смертная казнь была
заменена на "заключение" в одном из благородных семейств Рима.
Второй раз Валентина арестовали при императоре Аврелиане, принявшим
бразды правления после Клавдия II. В Римской Империи продолжались преследования
христиан и видных представителей Римской Церкви и, коль скоро популярность
Валентина все возрастала, римские солдаты получили приказ арестовать
его и подвергнуть бичеванию, вывезя за пределы города по дороге Фламиния,
поскольку власти опасались, что народ может встать на его защиту. На
сей раз арест окончился для святого трагически: в 273 году римский солдат
Фурий Плачидус отрубил ему голову по приказу императора Аврелиана.
Его останки были похоронены на одном из холмов Терни, на LXIII миле
дороги Фламиния, поблизости от древнего некрополя.
В IV веке на месте его захоронения была воздвигнута базилика, в которой
и хранятся по сей день реликвии святого. Уже известные нам Прокл, Эфеб
и Аполлоний, выкравшие тело Валентина и принесшие его в Терни, в свою
очередь, приняли мученическую смерть от римлян за этот поступок, свидетельствовавший
об их вере.
Базилика в Терни - не единственная, где хранятся мощи святого Валентина.
Часть их находится в средневековой церкви Святого Валентина в Садали
(Сардиния) и в Кафедральном соборе местечка Вико дель Гаргано, где он
является покровителем города и цитрусовых садов.
В римском мартирологе Святому Валентину "отведен" день 14
февраля, который когда-то был праздником Святой Февронии.
Личность
Святого Валентина обросла множеством народных легенд и преданий. Вот
некоторые из них.
Святой
Валентин - помилованный императором Клавдием и "переданный на поруки"
одной благородной римской семье, чудесным образом возвратил зрение слепой
дочери своего "тюремщика" Астериуса; будучи очень привязанным
к этой девушке, перед казнью он написал ей прощальное письмо, заканчивавшееся
словами: "От твоего Валентина...".
Согласно
другой легенде, однажды Валентин прогуливался и встретил двух ссорящихся
влюбленных Он подошел и подарил им розу, предложив им держать ее, соединив
руки. Пара ушла от него, помирившись. По другой версии, святой вселил
в их сердца любовь, заставив летать вокруг них множество пар голубей,
которые ласкались друг к другу и нежно ворковали. Существует предположение,
что именно от этой легенды в итальянском языке появилось словечко "piccioncini"
(то есть - "голубки") по отношению к влюбленным.
Еще
одна легенда говорит о том, что Валентин - будучи уже епископом Терни
- сочетал браком юную христианку Серапию, бывшую при смерти, и римского
центуриона Сабина. Родители девушки воспротивились этому браку, но Валентин,
которого позвали к изголовью умирающей, сначала окрестил центуриона,
а затем обвенчал его с возлюбленной, после чего оба они заснули глубоким
сном. О дальнейшем история умалчивает...
Праздник
Святого Валентина был введен примерно через 200 лет после смерти святого
- в 496 году, когда Папа Геласий I решил заменить еще широко отмечавшийся
языческий праздник плодородия (луперкалии, посвященные Фавну (Луперк
- одно из его прозвищ)) христианским праздником, несшим идею любви,
столь страстно проповедовавшуюся Святым Валентином.
С тех пор 14 февраля стало ежегодным праздником, отмечающимся по всему
миру.
В городах и местечках, где Святой Валентин считается покровителем, существует
множество традиций, с ним связанных. Фигура же Валентина, как покровителя
влюбленных, некоторыми подвергается сомнению, поскольку - как уже было
сказано выше - существует некая путаница между святым Валентином из
Терни и Святым Валентином - римским священником (которого, как уже говорилось,
судя по всему, не существовало вовсе).
В Италии Святой Валентин является небесным покровителем четырех городов:
разумеется, это Терни (здесь он не единственный, но самый главный покровитель);
Садали (Сардиния) - здесь день святого Валентина, считающегося покровителем
семьи и имеющего свою старинную церковь, возведенную еще византийскими
монахами, празднуется не 14 февраля, а в октябре, и его праздник длится
три дня; в местечке Куэро (Венето) святого вспоминают, благословляя
апельсины и спуская их по "горке", которую устанавливают рядом
с Церковью Святого Валентина. Этот святой является и небесным покровителем
местечка Вико дель Гаргано (Апулия), где ему посвящен вполне "традиционный"
день 14 февраля, в который организуются различные религиозные процессии
и культурные мероприятия. Статую святого и улицы местечка в этот день
украшают апельсинами и ветками лавра. Утром 14 февраля по улицам Вико
дель Гаргано проходит многолюдная процессия с мощами святого. Кроме
того в этот день в очень живописном старинном центре городка устраивается
большая ярмарка.
© Светлана Блейзизен