Название
«вертеп» (по-итальянски «presepe») впервые появляется в Евангелии от
Луки, который повествует о том, что Богоматерь после родов запеленала
младенца Иисуса и положила его в praesepe, то есть – в ясли. Изобретением
же собственно рождественского вертепа мы обязаны святому Франциску Ассизскому.
В жизнеописании святого говорится о том, что в 1223 году, за две недели
до Рождества, святой Франциск договорился с Джованни Велита – правителем
Греччо – о том, что именно в этом умбрийском городке он отпразднует
Рождество Христово, воссоздав не только атмосферу Вифлеема, но и все
бытовые детали места рождения святого младенца. Так, при участии и содействии
всего населения Греччо и родился первый в истории «живой вертеп» - инсценировка
рождения Иисуса, а также – предшествующих, сопутствующих и последовавших
за ним событий.
Персонажи вертепа
Большая часть типичных сцен вертепа происходит не из канонических (весьма
скудно рассказывающих о рождении Иисуса), но апокрифических Евангелий
и старинных, уже забытых тайных традиций.
Например, вол и ослик – «персонажи» древнего пророчества Исайи: "Вол
знает владетеля своего,
и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ
Мой не разумеет". И хотя слова Исайи никоим образом не относятся
к рождению Иисуса, образы этих двух животных традиционно используются
как символы евреев (которые «представлены» волом) и язычников («представленных»
ослом).
Хлев или пещера, в которых Мария произвела на свет Мессию, также не
фигурируют в канонических Евангелиях: они упоминаются лишь в Евангелиях
апокрифических. Кроме того, не следует упускать из виду и тот факт,
что пещера – древний и встречающийся у многих народов (особенно – на
Ближнем Востоке) мистический и религиозный символ. Одно из самых известных
божеств Персии – Митра – родился в пещере, 25 декабря.
А действия Волхвов описываются в армянском Евангелии о Рождении.
По традиции, вертеп устанавливается в день Святого Николая (6 декабря)
или же в день Святой Люции (13 декабря). В Милане же его устанавливают
в день Святого Амвросия - 7 декабря. Ясли оставляют пустыми до ночи
Рождества. В полночь туда кладут фигурку младенца Иисуса. Убирается
вертеп 6 января, в день, когда Волхвы пришли поклониться Иисусу и принести
ему дары - золото, ладан и мирру.
Интересны фигуры Волхвов и история их путешествия к яслям Христа. В
Евангелии от Матфея говорится о том, что Волхвы прибыли в Иерусалим
с Востока во время правления Ирода, и искали новорожденного Царя Иудейского.
Их направили в Вифлеем, где они и нашли младенца Иисуса и его семейство.
Однако, узнав из вещего сна о жестоких намерениях царя Ирода (знаменитом
"избиении младенцев"), они вернулись в свои страны другой
дорогой. До сих пор хронисты и историки задаются вопросом - кем были
эти волхвы, откуда они появились и что с ними сталось после Рождества
Христова.
До нас дошли их имена: Мельхиор, Каспар (или Гаспар) и Бальдассар.
Мельхиора традиционно изображают как самого старшего из Волхвов, принесшего
в дар Иисусу золото - символ принадлежности к царскому роду.
Каспар - юный царь Тарса - обычно изображается дарящим Иисусу ладан
- символ божественности и поклонения.
Бальдассар - волшебник, всегда изображаемый как африканец, принес в
дар младенцу Христу мирру, что считается пророчеством смерти Иисуса,
поскольку мирра использовалась для бальзамирования тел.
Еще одним чудесным символом Рождества и вертепа является путеводная
звезда-комета, приведшая Волхвов к младенцу Иисусу - "Свету Мира".
Согласно легенде, эта звезда сияла на небе 70 дней - ровно столько,
сколько потребовалось, чтобы привести Волхвов с Востока в Палестину,
а ее появление было предсказано астрологами за двести лет до рождения
Иисуса.
История
вертепа
Первый,
дошедший до нас вертеп, вырезал из дерева Арнольфо ди Камбьо (Arnolfo
di Cambio) в 1280 году. Сейчас некоторые из его фигур хранятся в крипте
Сикстинской Капеллы римской церкви Santa Maria Maggiore.
С этого момента и до середины XV века многие скульпторы создавали статуи
из дерева или терракоты, которые выставлялись перед "экраном",
на котором изображался пейзаж или детали "интерьера", в котором
Иисус появился на свет. Но эти ранние вертепы выставлялись только в
церквях.
Однако настоящие вертепы, какими мы знаем их сейчас, появились лишь
во второй половине XV века, когда распространился обычай устанавливать
в церквях большие постоянные статуи. Самый старый из подобных вертепов,
дошедший до наших дней, - монументальный вертеп в базилике Святого Стефана
в Болонье.
С XVII века вертеп начинает появляться и в домах: сначала только у аристократов,
где он служил своеобразным украшением, иногда, впрочем, принимая и формы
настоящих небольших капелл, в том числе и благодаря Папе Павлу III,
который на Трентском Соборе призвал католиков следовать этой традиции.
Начиная с XVIII века, в Неаполе в предрождественские дни разворачивается
настоящее соревнование между семьями - чей вертеп лучше. Неаполитанские
вертепы традиционно считаются самыми красивыми и ценными с точки зрения
эстетической и исторической. Помимо библейских персонажей в них всегда
присутствует множество фигурок неаполитанцев, помещенных в обычную для
них среду: вы обязательно увидите там зеленщика, рыбака, пекаря, женщину,
готовящую пасту, и иногда даже пекаря-пиццайоло (то есть - изготовителя
пиццы). Костюмы и жесты фигурок в этих вертепах тоже - совершенно неаполитанские.
Кроме
того существует в Италии и очень трогательная традиция так называемых
"живых вертепов" (presepe vivente), восходящая, как мы помним,
к тому самому первому "живому вертепу", который когда-то был
организован святым Франциском Ассизским в городке Греччо. Теперь эти
вертепы организуют практически повсюду: с Севера до Юга Италии. Некоторые
устраивают "традиционные" вертепы, в которых достаточно точно
воссоздается библейская атмосфера и "интерьер", в некоторых
же местечках (как правило, это небольшие городки на Юге Италии), помимо
традиционных сцен, добавляются и сценки из местной жизни, например -
представляются типичные для данного места ремесла, такие как изготовление
статуй из "леччезского камня", характерного для Апулии, и
т.п.
Эти вертепы - довольно большие, как правило, они устраиваются либо на
площади, либо - если есть такая возможность - в полях, за пределами
города, где в них могут участвовать и животные.
Разумеется, и в этом случае главным событием является появление младенца-Иисуса.
В живых вертепах, которые открываются для публики вечером, на два-три
часа, в дни с 24 декабря по 6 января, младенец Иисус (то есть - настоящий
малыш с мамой, которые представляют Мадонну с младенцем) появляется
каждый вечер, в отличие от церковных и домашних вертепов, приводя в
умиление всех участников и посетителей вертепа.
© Светлана Блейзизен