Commedia dell'Arte
- жанр театрального представления, развившийся в Италии в XV веке.
Определение "dell'arte" (то есть комедия "искусства") восходит лишь
к XVII веку, изначально же она называлась по-разному: комедия импровизаций,
комедия рук или комедия Дзанни.
ИСТОКИ
Исследование
возникновения комедии импровизаций является одним из самых интересных
и увлекательных в истории современного театра.
Переход от ренессансной комедии - гуманистической и "ученой"
(ее еще называют "комедией эрудита"), разыгрываемой актерами-дилетантами,
- к комедии дель арте (то есть - театру, подразумевающему уже профессию
актера) произошел в конце XVI - начале XVII веков, благодаря целой веренице
счастливых случайностей, произошедших в этот период.
Первой из них было зарождение частных театров, особенно - в Венеции,
где аристократические семейства начинают политику распространения в
городе новых сцен, посвященных платным постановкам комедий и мелодрам.
Первыми были семейства Трон (Tron) и Микьель (Michiel), заказавшими
строительство двух "Комнат" ("Stanze") для комедий
в квартале Сан Кассиано (San Cassiano), что находится за Риальто; от
этого квартала театры получили свое имя; и впервые (точно - после 1581
года, по свидетельству Франческо Сансовино, сына архитектора Якопо Сансовино),
театры открыли свои двери и публике из народа, которой прежде были недоступны
"ученые" спектакли, предназначавшиеся для князей и их двора.
Следуя примеру театра Сан Кассиано, и другие венецианские патриции взялись
за создание этих новых предприятий, что в общем-то и неудивительно,
учитывая "торговую" направленность этого города на лагуне.
Семейства Вендрамин (Vendramin) и - особенно - Гримани (Grimani), которое
в начале XVII века практически монополизировало сферу открытия венецианских
подмостков, построили новые театры для постановок спектаклей комедиантов
дель арте, такие как Театр святых Иоанна и Павла (il Teatro dei SS.
Giovanni e Paolo) в окраинном районе Каннареджо, а также - театр Святого
Моисея (Teatro San Moise)и театр Святого Луки (Teatro San Luca), построенные
на Большом Канале (Canal Grande) - признак важности, которую приобрели
платные театры в начале XVI века, причем - не только в Венеции.
Появление театров дало новый импульс актерскому искусству, которое,
зародившись из роли уличного жонглера, канатоходца или придворного шута,
которыми все ограничивалось раньше, начало проявляться в более сложных
сюжетах; потому-то некоторые уличные актеры начинают собираться в бродячие
труппы: первые "Fraternal Compagnie" (братства) начинают преобразовываться
в самые настоящие труппы, зарабатывающие этим новым видом деятельности.
Актерская игра принимает новую структуру, тексты же спектаклей ограничивались
холстом, на котором было в общих чертах расписано, что происходило на
сцене. Историки театра часто расходятся во мнениях по поводу подобной
трактовки импровизации: не для всех импровизация является знаком отличия
комедий Дзанни, но именно на ее основе был создан миф о "чистом"
актере - полновластном хозяине своих возможностей и средств, совершенно
не нуждающемся в четком сценарии.
ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ
ИСТОЧНИКИ
Возможно,
миф об импровизации возник, напротив, из-за небольшого количества материалов
и текстов, дошедших до нашего времени, и из-за огромного количества
иконографических свидетельств, которые порой являются скорее свидетельством
распространенности идеи о профессиональном комике, а никак не текстов,
использовавшихся в спектаклях.
Например, все отсылки к комедии дель арте на картинах Ватто не имеют
ничего общего с настоящими комедиантами итальянской комедии во Франции,
они представляют собой скорее изящное введение масок в акрадийно-галантные
сценки, разыгрываемые персонажами его картин. То же самое можно сказать
и о "Танцах Сфессании" Жака Калло, которые изображают маски
неаполитанского карнавала, и его Дзанни и Капитаны не имеют ни малейшего
сходства с настоящими актерами комедии дель арте.
Одним
из первых иконографических свидетельств, которые можно с уверенностью
отнести к комедии дель арте, это сборник гравюр Фоссара. Он разделен
на две части: одна из них описывает комические трюки (lazzi), происходящие
между Великолепным (Magnifico) и Дзанни (Zanni), вторая же состоит из
гравюр, посвященных театральной постановке, в которой появляются Панталоне
(Pantalone), Арлекин (Arlecchino), Дзанни (Zanni), Капитан (Capitano),
Франческина (Franceschina) и Влюбленные (gli Innamorati). Возможно,
это были рекламные листки, распространявшиеся комической труппой для
привлечения зрителей, ремарки на них написаны по-французски и это позволяет
предположить, что речь идет о труппе, выступавшей во Франции в конце
XVI века, возможно - о труппе Дзана Ганассы (Zan Ganassa), приглашенной
в Париж в 1571 году королем Карлом IX, или же о труппе Ревнивцев (Compagnia
dei Gelosi), прибывшей во Францию в том же году по поводу крещения Шарля-Анри
де Клермона.
В замке Ландшут, что в Нижней Баварии, вся внутренняя парадная лестница
расписана фресками итальянского художника Алессандро Скальци (Alessandro
Scalzi), изображающими сцены комедии дель арте, и к этому же периоду
(70-е годы XVI века) относятся и письма императора Максимилиана II к
Герцогу Мантуанскому относительно приглашения комических трупп.
В более близкие к нам времена, все на тех же германских территориях,
художник-сценарист Лудовико Антонио Бурначини (Ludovico Antonio Burnacini)
воспроизвел в акварели несчастья Пульчинеллы и переодевания Арлекина
для венских театров; этот же сюжет переодеваний Арлекина был запечатлен
и на холсте в десятках разных сценок флорентийским художником Джованни
Доменико Ферретти (Giovanni Domenico Ferretti).
Кроме того, существуют многочисленные гравюры в текстах на холстах комедий,
такие как гравюры, посвященные Арлекину, в Театре Эваристо Герарди (Teatro
di Evaristo Gherardi), портреты комедиантов и тому подобные, а также
- огромное количество еще не каталогированных изображений.
От
комических контрастов к Смехотворной Комедии (Commedia ridicolosa)
"С
улицы" берут свое начало зародышевые формы комических сюжетов:
так называемые дуэты Великолепного и Дзанни. Эти сюжеты позаимствованы
из народного творчества, появившегося сначала на уровне "культа"
из произведений сицилийской школы (как в случае контрастов Чьело д'Алькамо
(Cielo d'Alcamo) в XIII веке). Комические контрасты являлись частью
шутовской традиции и были распространены как на площадях и ярмарках,
так и во дворцах знати и при дворе, начиная с XV века.
Переход с площади в театр произошел не без влияния некоторых "ученых"
комедий начала XVI века. Было бы неверным сказать, что комедия дель
арте берет свои истоки из комедий на венецианском диалекте и "сельских"
комедий Рудзанте (Ruzante), или же от "Мандрагоры" Николо
Макиавелли (Nicolo Machiavelli), несмотря на то, что плавтовские модели
слуг или Miles Gloriosus ("солдат-бахвал") оказали значительное
влияние на структуру как ренессансной комедии, так и комедии дель арте.
Комедии Сфорца Одди (Sforza Oddi) ("Эрофилимахия или дуэль любви
и дружбы" ("L'Erofilimachia ovvero il duello d'amore, et d'amicitia"),
"Живые мертвецы" ("Li morti vivi") и "Любовная
тюрьма" ("La prigione d'amore) несут на себе явный отголосок
персонажей комедии дель арте, и, возможно, именно в этом и проявляется
граница между ученым и профессионалом, которая не исчезла с рождением
комедии дель арте, и существовало множество авторов, продолжавших писать
согласно традициям куртуазной комедии, например - Якопо Чиконьини (Jacopo
Cicognini) и Джачинто Андреа Чиконьини (Giacinto Andrea Cicognini) в
XVII веке и Джован Баттиста Фаджуоли (Giovan Battista Fagiuoli) в конце
XVII - начале XVIII веков.
Были еще и дилеттанты-аристократы - авторы и актеры так называемой Смехотворной
Комедии (Commedia Ridicolosa) - куртуазной "версии" комедии
дель арте, которая отчасти заняла место этой последней после того, как
ведущие итальянские актеры начали отправляться в чужие края: Париж,
Вену, Иберийский полуостров и Московию, ставя комедии импровизаций с
масками.
Структура
комедии дель арте
В
Италии этот тип спектакля (комедия дель арте) полностью вытеснил "ученую"
комедию XV-XVI веков, и не только комедию: даже многие трагедии и пасторали
были наводнены масками.
Арлекин и другие слуги в этом случае принимали разные обличья: слуг
тирана или аркадских пастухов, неизменно привнося во все свой дух непочтительности,
присущий придворным шутам или бедным малым, как когда-то это делали
жонглеры в средневековых религиозных действах.
Гольдони в своих воспоминаниях часто упоминает некоторые трюки (утвердившиеся
в XVIII веке) слуг, которые появлялись даже в кровавых трагедиях, таких
как "Белизар" ("Belisario"), где Арлекин - слуга
византийского генерала, впавшего в немилость и ослепленного императором
Юстинианом - погонял своего уже слепого хозяина палкой (один из вариантов
шутки с мулом и мехами для раздувания огня).
Или же в трагедии "Ринальдо" ("Il Rinaldo") - весьма
вольной трактовке поэмы Лудовико Ариосто (Ludovico Ariosto) - в которой
Арлекин (слуга главного героя-рыцаря) защищает замок Монтальбано, отражая
штурм врагов при помощи сковородки.
Гольдони приходит в ужас от подобных комических вставок и вставляет
их в свои мемуары лишь для того, чтобы продемонстрировать упадок итальянского
театра в начале своей карьеры (около 1730 года) и необходимость реформы,
которая заменила бы старую структуру театра масок новым театром - более
естественным и с персонажами без масок.
Несмотря на все теоретические усилия Гольдони, комедия дель арте все
еще жила в сердцах его современников-зрителей как в Италии - где она
зародилась - так и при основных европейских дворах, где она распространилась
под названием "Итальянской Комедии" и стала (наряду с мелодрамой)
настоящей удачей итальянского сценического искусства.
В 1750 году Гольдони написал и поставил в Комическом Театре (Il Teatro
Comico) свою комедию-манифест, которая сопоставляла два типа театра:
театр комедии дель арте и его "риформированную" комедию, попытавшись
тем самым заставить как труппы, так и зрителей принять новую натуралистическую
комедию, шагавшую в ногу с европейскими новшествами, такими, как пьесы
Шекспира, которые в XVIII веке стали появляться и за пределами Англии
благодаря мастерству одного из самых блестящих актеров, которых когда-либо
знала история - Дэвиду Гэррику (David Garrick), а также - последние
комедии Мольера, которые, хоть и были "незаконными дочерьми"
итальянской комедии, все же встали на свой собственный путь, развившийся
в итоге в Бомарше и "революционную" комедию Дидро.
Впрочем, все это не исключает того факта, что и Мольер, и Шекспир ощутили
на себе сильное влияние итальянских комедиантов.
Мольер, в частности, был учеником Тиберио Фьорилли (Tiberio Fiorilli;
сценический псевдоним - Скарамуш), непосредственное влияние которого
чувствуется в таких комедиях Мольера как "Дон Жуан" и "Мещанин
во дворянстве" (и это - только самые знаменитые примеры), а также
- в некоторых шекспировских персонажах, например, Стефано и Тринкуло
в "Буре" - это два "итальянизированных" слуги, пользующихся
старинными трюками и репликами, и, возможно, что даже Фальстафф имеет
прототипом тщеславного Капитана комедии дель арте.
Неизвестно, видел ли когда-нибудь Шекспир комедию дель арте, но в любом
случае он поддался ее очарованию, поскольку его друг-соперник Бен Джонсон
(Ben Jonson) - еще один великий театральный автор елизаветинской эпохи
- поставил спектакль "Вольпоне" - лучшую английскую версию
итальянского театрального искусства.
Комедия
дель арте во Франции
Первые труппы
Первое
свидетельство об итальянской организованной комической труппе во Франции
относится к 1571 году, и речь идет о труппе "Ревнивцев", приглашенной
во Францию на празднества по поводу крещения Шарля-Анри Клермона. В
октябре того же года Труппа Дзан Ганасса находилась при дворе Карла
IX.
В 1572 году Труппа Герцога Мантуанского Дзана Ганассы все еще в Париже.
В мае 1576 года "Ревнивцы" прибывают во Францию по приглашению
нового короля: Генриха III.
Но королем, который действительно открыл дорогу комедии дель арте во
Франции, был Генрих IV Наваррский и его супруга Мария де Медичи. Уже
в декабре 1599 года Генрих просит Герцога Мантуанского прислать "Труппу
Пылких" (Compagnia degli Accesi) и Арлекина - Тристано Мартинелли
(Tristano Martinelli). После бракосочетания с королевой Марией, запечатленных
Рубенсом в целой серии его знаменитых полотен, итальянцы - как труппы,
так и отдельные актеры - стали постоянными гостями при парижском дворе.
В 1603 году итальянские комедианты обосновываются в театре Отеля "Бургундия"
(Hotel de Bourgogne), до этого управлявшегося Братством Страстей Христовых,
которому комедианты платили за аренду. Все в том же 1603 году Изабелла
Андреини (Isabella Andreini) находилась при дворе в Фонтенбло. Но вплоть
до 1614 года, когда труппа Джован Баттисты Андреини (Giovan Battista
Andreini) и Тристана Мартинелли снимет на два месяца зал в Отеле "Бургундия",
занявший место маленького театра Королевского дворца, которым чаще всего
приходилось довольствоваться театру Итальянской Комедии, нельзя еще
говорить о настоящей французской комедии дель арте.
ХОЛСТЫ
Сохранилось
множество текстов спекталей на холстах, которые относятся к периоду,
покрывающему двести лет, начиная с холстов Фламинио Скала (Flaminio
Scala) из спектакля Театр разыгрываемых сказок (Teatro delle
favole rappresentative), вышедшего в 1611 году, но написанного несколько
десятилетий до того, поскольку декорации к "Безумию Изабеллы"
(La Pazzia d'Isabella) - имеющиеся уже и у Фламинио Скалы из Труппы
Ревницев и упоминающиеся в хрониках - подтверждают их постановки уже
на празднествах по поводу бракосочетания Фердинанда II де Медичи и Кристины
ди Лорена в 1589 году, вплоть до "Любви к трем апельсинам"
(L'Amore delle tre melarance) Карло Гоцци 1761 года - пьесы, оставленной
нам врагом Гольдони именно в форме холстов.
Театры
и представления
Декорации
к спектаклям, изначально предельно простые и состоявшие из свободного
пространства в центре сцены и двух подвижных кулис, созданных в стиле
первых комедий XVI века, в середине века были заменены настоящими театрами,
посвященными этому жанру.
В основных итальянских городах были построены Театры Дзанни (i Teatri
degli Zanni), от которых остались такие образчики как флорентийский
"Театрик Шлюхи" (Teatrino di Baldracca) и миланский Театр
Порта Тоза (Teatro di Porta Tosa), ныне нефункционирующие, а также -
неаполитанский театр Сан Карлино (Teatro San Carlino), используемый
и поныне.
В Париже, принимавшем комедиантов дель арте с самого начала XVII века,
труппы разыгрывали спектакли в Отеле "Бургундия", а затем
- в Ярмарочных театрах.
Современная комедия
Комедия
дель арте - это явление, принадлежащее истории театра, событие неповторимое,
и тот, кто пытается найти некую линию преемственности между актерским
ремеслом XVI - XVIII вв. и современным театральным искусством, не обладает
исторической проспективой. Несмотря на то, что на протяжении веков периодически
возникали примеры импровизированного действа, которые могли бы напомнить
трюки Дзанни XVII века, все же ни один из этих примеров не имеет ничего
общего с настоящей игрой актера-профессионала XV - XVII вв. И это при
том, что попадались и блестящие образцы: Петролини (Petrolini), Чарли
Чаплин (Charlie Chaplin), Тото (Toto) и Эдуардо Де Филиппо (Eduardo
De Filippo). Еще одна сторона вопроса: новая постановка комедий, при
отсутствии настоящего репертуара. Те, кто сегодня берется за постановку
комедий дель арте, вынуждены опираться лишь на реконструкции сохранившихся
холстов, недостаточные с филологической точки зрения, либо же - подобно
некоторым режиссерам XX века - ставить комедии Карло Гольдони или Мольера,
но оба этих комедиографа имели мало общего с настоящими текстами комедии
дель арте.
Успех Комедии дель Арте возрождается в рамках авангардного театра XX
века в виде своеобразного мифа об актерском "золотом веке".
Начиная с русских режиссеров Мейерхольда и Вахтангова, француза Жака
Копе и австрийца Макса Райнхардта, мы подойдем к великой идее Джорджо
Стрэлера (Giorgio Strehler), который в 1947 году поставил спектакль
"Арлекин - слуга двух господ" (Arlecchino Servitore di due
Padroni), ставший знаменем послевоенного возрождения итальянской культуры.
В 60-е годы ХХ века, благодаря союзу с Франкой Раме (Franca Rame), принадлежащей
к семейству комедиантов-"передвижников", владеющих старинными
холстами, Дарио Фо (Dario Fo) посчастливилось изучать эти документы
- свидетельства старинной и уже исчезнувшей культуры, проверить их состояние
и адаптировать их к новым потребностям, создав целую серию комедий и
монологов, среди которых - "Забавная тайна" (Mistero buffo).
В 80-е годы ХХ века вследствие огромного успеха возрождения венецианского
карнавала, которым мы обязаны Маурицио Скапарро (Maurizio Scaparro),
итальянская комедия дель арте снова обрела успех во всем мире, благодаря
Семейству Каррара (Carrara), насчитывающей десять поколений актеров,
и венецианскому Таг-у (il Tag di Venezia) под управлением Карло Бозо
(Carlo Boso). Благодаря его "параллельной" деятельности преподавателя,
в последние годы возникло много трупп комедии дель арте, среди которых
стоит упомянуть римскую Ассоциацию Мест Искусства (Associazione Luoghi
dell'Arte), венецианскую Труппу Пантакин (Compagnia Pantakin) и "Живой
Театр" (Teatro Vivo) в Равенне. В частности, Ассоциация
Мест Искусства под управлением Марко Лули (Marco Luly) и Лучаны
Кодиспоти (Luciana Codispoti) с начала 90-х годов ХХ века работает по
всему миру (уделяя особое внимание Юго-Восточной Азии), представляя
собой современный вариант бродячих трупп и распространяя этот театральный
жанр в школах, университетах и академиях.
В некотором смысле комедия дель арте породила и такой жанр современной
кинематографической комедии как Slapstick.
Но искусство "давать Комедию" черпает свою первородную "прототеатральную"
силу именно в том жанре, который называют "Уличным искусством"
- в "сплаве" клоунского цирка и театра, принимающего совершенно
новые формы.
Маски
комедии дель арте
Создание
комедийных масок возобновилось в ХХ как следствие театральных опытов
Стрелера.
Скульптор Амлето Сартори (Amleto Sartori) воссоздает технику создания
кожаной маски на деревянной основе.
Наряду с костюмом, маска сильнейшим образом определяет стиль игры актера
и часто является синонимом персонажа.
Актеры
и труппы
Естественно,
комедия дель арте была не только жанром, связанным с масками, она также
прославила лучших актеров итальянского театра XVI - XVIII веков. Актеры
комедии дель арте "выросли" из площадных акробатов, паяцев
и шарлатанов, которые - чтобы увеличить свои доходы - импровизировали
комические сценки (как правило - в форме диалогов) между двумя актерами;
из этой-то необходимости коммерческой привлекательности и родились первые
комические "противостояния" между хозяином (обычно звавшимся
Великолепный - Magnifico), являвшим собой прототип буржуа - скупого
и похотливого купца, и слуги (названного Дзанни (Zanni), от сокращения
от имени Джованни - Джанни, которое на венето-ломбардском диалекте становится
Дзуан или Дзане (Zuan или Zane), который воплощал тип перебравшегося
в город хитрого и веселого крестьянина, правда, иногда он выставлялся
глупым и бестолковым.
Со временем эти разыгрывавшиеся на площадях и ярмарках народные спектакли
стали преобразовываться в самые настоящие сюжеты, а паяцы - собираться
в комические труппы.
Первым образчиком труппы комедиантов-профессионалов была так называемая
Труппа
Сэра Мафио (Compagnia di Ser Maphio), заключившая в 1545
году контракт в присутствии нотариуса из Падуи. Это было "братство"
(fraternal compagnia), состоявшее из:
Маффео
дель Ре (Maffeo del Re) по прозвищу Дзанин (Zanin)
Винченцо да Венеция (Vincenzo da Venezia)
Франческо де ла Лира (Francesco de la Lira)
Джеронимо да Сан Лука (Geronimo da San Luca)
Джандоменико Риццо (или по прозвищу Риццо: rizzo на венецианском
диалекте означает итальянское слово riccio - еж) (Giandomenico Rizzo)
Джованни да Тревизо (Giovanni da Treviso)
Тофано де Бастиан (Tofano de Bastian)
Франческо Москини (Francesco Moschini)
Как
явствует из этого списка, в труппе не было ни одной женщины, поскольку
они вышли на сцену лишь в составе крупных трупп конца XVI века. Нам
не дано узнать ничего больше об этой труппе, но она остается первым
известным свидетельством об объединившихся актерах, создавших устав
и даже получивших юридическое признание.
В дальнейшем даже аристократы и именитые граждане городов стали приглашать
эти труппы на потеху двору. В конце концов эти труппы стали самыми настоящими
придворными труппами при разных итальянских князьях и герцогах. В частности,
при дворе Гонзага с середины XVI века утвердилась Комическая труппа
Дзана Ганассы, ставшая "официальной" труппой при мантуанском
дворе.
Самой
знаменитой из старинных трупп была Труппа Ревнивцев
(Compagnia dei Gelosi). Она была настолько хорошо структурирована уже
в конце XVI века, что послужила моделью для 50 холстов Фламинио Скалы
(Flaminio Scala), посвященных комедии дель арте.
Состояла она из двух стариков: Панталоне (Pantalone) и Грациано (Graziano;
в старину так звали болонского Доктора), двух парочек влюбленных и двух
дзанни: Педролино (Pedrolino; первый дзанни) и Арлекина (Arlecchino;
второй дзанни); и наконец, существовали еще так называемые "подвижные
роли", то есть те, которые появлялись не во всех спектаклях: Капитан
Ужас (il Capitan Spavento), Служаночка (la Servetta; которая позднее
получит имя Коломбины (Colombina) и сводня.
В Труппе Ревнивцев выделялись главный комик Франческо Андреини (Francesco
Andreini; сценический псевдоним Капитан Ужас из Адской долины), его
жена Изабелла, Лудовико де' Бьянки (Ludovico de' Bianchi) в роли Доктора,
исполнявшая роль Влюбленной Виттория Пииссими (Vittoria Piissimi) и
Джулио Паскуати (Giulio Pasquati) в роли Панталоне. Разумеется, комедианты,
как и все профессионалы, часто переходили из труппы в труппу, в зависимости
от предлагавшегося заработка или же - от князя, которму труппа принадлежала.
Еще одной очень известной труппой конца XVI века была труппа Дианы Понти
(Diana Ponti), в которой работал даже Альберто Назелли (Alberto Naselli),
известный под сценическим псевдонимом Дзан Ганасса. Она носила имя Труппы
Жаждущих (Compagnia dei Desiosi).
Труппа Пылких (Compagnia degli
Accesi) - одна из первых трупп на службе у Герцога Мантуанского - включавшая
в себя Пьермарию Чеккини (Piermaria Cecchini; сценический псевдоним
Фриттеллино (Frittellino - блинчик (итал.)) - исполнявшего роль первого
дзанни, одного из самых плодовитых актеров комедии дель арте. В труппе
Пылких работала и его жена - Орсола Чеккини (Orsola Cecchini), игравшая
роль влюбленной по имени Фламиния, а также - Франческо Габриэлли (Francesco
Gabrielli; исполнял роль Скаппино (Scappino), Джакомо Брага (Giacomo
Braga; роль Панталоне), Джироламо Гаравини (Girolamo Garavini; роль
Капитана Носорога (Capitan Rinoceronte), Якопо Антонио Фиденци (Jacopo
Antonio Fidenzi; роль Чинцио (Cinzio), и в течение какого-то времени
в этой труппе был и Арлекин - Тристано Мартинелли (Tristano Martinelli).
В 1612 году Медичи - через Дона Джованни де' Медичи (1567 - 1621), внебрачного
сына Эрцгерцога Козимо I и Леоноры дельи Альбици - заполучили себе на
службу Труппу Доверчивых (la Compagnia dei Confidenti), среди которых
выделялись:
Фламинио Скала (Flaminio
Scala; роль Флавио)
Доменико Бруни (Domenico Bruni; роль Фульвио)
Николо Барбьери (Nicolo Barbieri; роль Бельтрама)
Саломэ Антонаццони (Salome Antonazzoni; роль Валерии)
Марк Антонио Романьези (Marc'Antonio Romagnesi; роль Панталоне)
Оттавио Онорати (Ottavio Onorati; роль Меццеттино)
На
службе Герцога Мантуанского состояла и Труппа
Верных, в которой блистал Джован Баттиста Андреини (Giovan
Battista Andreini), сын Франческо и Изабеллы - комедиантов из труппы
Ревнивцев. Также работали в ней:
Вирджиния Рампони (Virginia
Ramponi; роль Флоринды)
Джироламо Караффа (Girolamo Caraffa; роль Гоннеллы)
Федерико Риччи (Federico Ricci; роль Панталоне)
Сильвио Фьорилло (Silvio Fiorillo; роли Капитана-Матаморос и Пульчинеллы)
Джован Баттиста Фьорилло (Giovan Battista Fiorillo; роли Трапполино
и Скарамуша)
Вирджиния Ротари (Virginia Rotari; роль Лидии)
И наконец - в числе первых трупп комедии дель
арте - следует упомянуть и Труппу Дружных
(la Compagnia degli Uniti), состоявшую из:
Джованни Пеллезини (Giovanni
Pellesini; роль Педролино)
Валентино Кортизеи (Valentino Cortisei; роль Капитана Кардоне)
Джованни Паоло Фабри (Giovan Paolo Fabri; роль Фламинио)
Баттисты да Тревизо (Battista da Treviso; роль Франческины)
Джироламо Салимбени (Girolamo Salimbeni; роль Пьомбино)
Друзиано Мартинелли (Drusiano Martinelli; роль Арлекина)
Другие
актеры прославились позднее, и среди них стоят упоминания такие итальянские
комединаты как Пьетро Котта (Pietro Cotta) и Луиджи Риккобони (Luigi
Riccoboni), а также те, кто выступал во Франции, среди которых выделялись:
Доминик Бьянколелли (Dominique Biancolelli; роль Арлекина
)
Пьер Франсуа Бьянколелли (Pierre Francois Biancolelli; роль Тривелино,
а затем Арлекина)
Карло Канту (Carlo Cantu; сценический псевдоним Buffetto - "Щелчок"
(итал.))
Антония Камилла Веронезе (Antonia Camilla Veronese; роль Камиллы)
Анн-Мари Веронезе (Anne-Marie Veronese; роль Кораллины)
Эваристо Герарди (Evaristo Gherardi; роль Арлекина)
Тиберио Фьорилли (Tiberio Fiorilli; сценический псевдоним Скарамуш)
Анджело Костантини (Angelo Costantini; роль Меццеттино)
Томмазо Визентини (Tommaso Visentini; роль Арлекина)
Микеланджело Фраканцани (Michelangelo Fracanzani; роль Полишинеля)
Карлин Бертинацци (Carlin Bertinazzi; роль Арлекина)
Карло Веронезе (Carlo Veronese; роль Панталоне)
Джузеппе Джератони (Giuseppe Geratoni; роль Пьеро)
Доменико Локателли (Domenico Locatelli; роль Тривелина)
Фабио Стикотти (Fabio Sticotti; роль Панталоне)
Среди комедиантов, работавших с молодым Карло
Гольдони, стоят упоминания:
Чезаре Дарбес (Cesare Darbes;
роль Панталоне)
Антонио Сакко (Antonio Sacco; роль Труффальдино)
Аттаназио Дзаннони (Attanasio Zannoni; роль Бригеллы)
Главный комик Джироламо Медебака (Girolamo Medebach)
и выступавшая в роли служанки Дзанетта Казанова - мать куда более прославленного
Джакомо Казановы.
Сценарии
и комедии
До наших дней дошли многочисленные сценарии комедии дель арте,
а также - тщательно выписанные комедии, сочиненные и изданные самыми
знаменитыми актерами.
Сценарии
•
50 холстов к "Театру разыгрываемых сказок" (Teatro delle Favole
rappresentative) Фламинио Скалы (Flaminio Scala)
• Сценарии Базилио Локателли (Basilio Locatelli) "Сценические сценарии
на комические и трагические сюжеты"
("Scenari della scena de sogetti comici et tragici").
• Корсинианские сценарии "Сценарии. Сборник отборных комедиантских
сценариев в двух томах"
("Scenarii. Raccolta di scenari piu' scelti d'istrioni in due volumi").
• Сборник из 176 сценариев графа Казамарчано (Casamarciano).
• Режиссерские работы (Opere Regie) Чиро Монарка (Ciro Monarca) из неаполитанской
Biblioteca Casanatense
(в настоящее время перешли в собственность Бенедетто Кроче (Benedetto
Croce).
• Сценарии из флорентийской Biblioteca Magliabechiana.
Комедии,
написанные комедиантами дель арте
• Бернардино Ломбарди. Алхимик.
(Bernardino Lombardi. L'alchimista).
• Маргерита Коста. Шуты.
(Margherita Costa. Li buffoni).
• Пьер Мария Чеккини. Рабыня Фламиния и Преданный друг.
(Pier Maria Cecchini. La Flaminia schiava e L'amico tradito).
• Николо Барбьери. Незамеченный.
(Nicolo Barbieri. L'inavertito).
• Фламинио Скала. Фиктивный муж.
(Flaminio Scala. Il finto marito).
• Аноним (возможно, Фламинио Скала). Последствие.
(Anonimo (forse Flaminio Scala). Il Postumio).
• Сильвио Фьорилло. Лючилла постоянная и Три тщеславных капитана.
(Silvio Fiorillo. La Lucilla costante e Li tre capitani vanagloriosi).
• Джован Баттиста Андреини. Маленький раб; Две комедии в комедии;
Флоринда; Турчанка; Венецианка.
(Giovan Battista Andreini. Lo schiavetto, Le due commedie in commedia,
La Florinda, La turca e La Venetiana).
• Фабрицио де Форнарис. Анджелика.
(Fabrizio de Fornaris. Angelica).
• Винченцо Беландо. Любовные обманы.
(Vincenzo Belando. Gli amorosi inganni).
Репертуары
и разные материалы
• Nicolo Barbieri. La supplica : discorso famigliare di Nicolo
Barbieri detto Beltrame diretta a quelli che scriuedo, o parlando trattano
de Comici trascurando i meriti delle azzioni uirtuose. Lettura per que
galanthuomini che non sono in tutto critici, ne affatto balordi. - in
Venezia, per Marco Ginammi, l'anno 1634.
•
Pier Maria Cecchini. Frutti delle moderne comedie, et avisi a chi le
recita, Padova, Guareschi, 1628
•
Pier Maria Cecchini. Lettere facete e morali di Pier Maria Cecchini
nobile ferrarese, tra comici detto Frittellino ; et alcuni breui discorsi
intorno le comedie, comedianti, e spettatori dell'istesso; Con doi tauole,
l'vna delle materie, l'altra de motti, argutie, e concetti gratiosi
tra queste sparsi. - Di nouo reuiste, corrette, ampliate e ristampate.
- In Venetia, appresso Antonio Pinelli, 1622
•
Andrea Perrucci. Dell'arte rappresentativa premeditata, ed all'improvviso
parti due : giovevole non solo a chi si diletta di rappresentare; ma
a' predicatori, oratori, accademici e curiosi. - In Napoli, nella nuova
stampa di Michele Luigi Mutio, 1699
•
Aniello Soldano. Fantastiche, et ridicolose etimologie recitate in Comedia
da Aniello Soldano detto Spacca Strummolo napolitano, &c. - In Bologna,
per Vittorio Benacci, 1610
•
Atanasio Zannoni. Raccolta di vari motti arguti, allegorici e satirici
ad uso del teatro / di Atanasio Zannoni comico. - In Padova, presso
Gio: Antonio Conzatti, 1789
•
Gian Domenico Ottonelli. Della christiana moderatione del theatro. Libro
quarto detto L'ammonitioni a' recitanti, per avvisare ogni christiano
a moderarsi da gli eccessi nel recitare, Firenze, Bonardi, 1652
•
Isabella Andreini. Lettere / d'Isabella Andreini padouana, comica Gelosa
et Academica Intenta nominata l'Accesa. - In Venetia, appresso Marc'Antonio
Zaltieri ; ad instantia di Gieronimo Bordon, 1607
•
Francesco Andreini. Le brauure del Capitano Spauento di Francesco Andreini
da Pistoia Comico Geloso diuise in molti ragionamenti in forma di dialogo.
- In Venetia, appresso Giacomo Antonio Somasco, 1607
•
Giovan Battista Andreini. La ferza : ragionamento secondo contra l'accuse
date alla commedia. - [Parigi], per Nicolao Callemont, 1625
•
Francesco Andreini. Ragionamenti fantastici posti in forma di dialoghi
rappresentativi. Venezia, Somasco, 1612
•
Graziano dalle Codeghe. Pronostico verissimo, sopra l'anno presente,
composto per lo eccellentissimo astrologo, & dottore messer Gratiano
dalle Codeghe, calcolato al merediano della fiera da mezo agosto In
Venetia, in Frezzaria al segno della Regina, 1584
•
Graziano dalle Codeghe. Testamient dell'eccellent dottor, miedegh',
fisich', astrolegh', filosem, musich, e poeta. Ms. Gratian Codegon da
Francolin nassud la dou el l'fez soa madr - In Genova, s.n., 1589
Биографии
комедиантов
• Francesco Saverio Bartoli. Notizie Istoriche de' comici italiani
che fiorirono intorno all'anno MDC fino ai giorni presenti, Padova Conzatti,
1782, 2 voll.
•
Luigi Rasi. I comici italiani. Biografia, bibliografia, iconografia,
Firenze, Bocca, 1897 - 2 voll.
Библиография
Источник:
www.wikipedia.it
© Перевод с итальянского Светланы
Блейзизен