Придворным
художником Асторджо был Джованни ди Джулиано родом из Ориоло. В настоящее
время он известен как мастер единственной точно идентифицированной картины
– портрета правителя Феррары Лионелло д'Эсте (1447), который хранится
в Лондонской национальной галерее. В 1449 г. Джованни да Ориоло вернулся
в Фаэнцу, где написал портреты дочерей Асторджо II – Элизабетты и Барбары,
местонахождение которых на настоящий момент неизвестно. Он активно работал
в городе. Художник упоминается как умерший в документе от 1474 года.
(10)
Изображение Барбары Манфреди можно увидеть на её надгробном памятнике
работы Симоне Франческо Ферруччи из Фьезоле. В 1468 году она стала женой
тирана города Форли – Пино III Орделаффи. Брак был реально осуществлён
в 1462 году. Её сестра Элизабетта стала женой брата Пино – Франческо.
В 1463 г. муж Барбары тяжело заболел. Ходили слухи об отравлении, в
котором подозревался Франческо. Однако, Пино выздоровел. Спустя три
года Франческо, в свою очередь, был сражён недугом, вызванном, как говорили,
стараниями жены его брата. Франческо и Барбара (ей было 22 года) скоропостижно
скончались в один год. Пино стал единственным правителем Форли при поддержке
Венеции. Асторджо II подозревал мужа в убийстве дочери. Пино же приказал
увековечить память жены прекрасной гробницей в церкви Сан Бьяджо в Форли.
Гробница представляет собой нишу, украшенную колоннами и гирляндами,
в которую помещён саркофаг. Два путто, изображённых на его стенке, держат
свиток с надписью. Барбара покоится на крышке саркофага, на некоем подобии
постели. Голова её, слегка повёрнутая к зрителю, лежит на подушке, руки
скрещены на животе. Заднюю стену ниши украшает каменный полог. Над ним,
в круглом тондо, увитом листьями, находится изображение богоматери с
младенцем.
Асторджо II продолжил активное строительство городских стен. Он передал
монахам – обсервантам церковь Св. Перпетуи, которые посвятили её Св.
Иерониму и заказали флорентийскому ваятелю Донателло (1386 – 1466) статую
святого. Донателло представил Иеронима в виде обнажённой фигуры аскета.
Долгое время считалось, что этому же прославленному скульптору принадлежит
бюст св. Иоанна Крестителя – мальчика из каррарского мрамора. Впоследствии
он приписывался Росселино, а теперь считается работой Джулиано де Майано.
Антонио Арки писал, что для бюста характерны «деликатность и живость
выражения, легкость обработки мрамора, одновременно тонкие и нервные
очертания, что, несомненно, позволяет определить бюст как шедевр 15
века постдонателловской эпохи». Арнани, описывая это произведение, полагает,
что в нём «искусство побеждает материал настолько, юный Предтеча кажется
живым, состоящим из плоти и способным заговорить». В настоящее время
обе работы хранятся в городской Пинакотеке Фаэнцы. (11)
Асторджо II умер в 1468 году, а на престол вступил его сын Карло II.
Совместно с братом Федерико, епископом, человеком алчным и распутным,
он изгнал из города двух других братьев – Галеотто и Ланчилотто. В соответствии
со своими именами (Галеотто – это итальянский вариант Галахада, а Ланчилотто,
соответственно, Ланселота из рыцарских романов о короле Артуре) отправились
странствовать, нанимаясь на военную службу к различным итальянским правителям.
Карло и Федерико правили Фаэнцей девять лет. За этот период они полностью
потеряли все симпатии населения, недовольного чрезмерным ростом налогообложения
и посягательствами синьоров на чужое имущество. Одно доброе дело братья
всё же совершили: в 1475 г. началась закладка нового собора, который
будет окончен только в следующем столетии. Проект его заказали флорентийскому
архитектору Джулиано де Майано (1432 – 1490), который применил к старой
базиликальной форме собора новейшие достижения современной ему архитектуры.
Внутри собора, который и поныне украшает город, находится гробница Святого
Савина, заказанная вдовой Асторжо II скульптору Бенедетто де Майано,
брату Джулиано. Верхняя часть гробницы, похожая на маленький античный
храм, окружена аркой. Центральную её часть занимает посвятительная надпись,
к которой повёрнуты вполоборота стоящие в нишах фигурки святых. Внимание
к надписи привлекают и две фигурки святых побольше, стоящие рядом с
«храмом». В нижней части гробницы, вплотную к зрителю, изображены сцены
из жизни святого. (12)
15
ноября 1477 г. в Фаэнце вспыхнуло восстание. Причиной послужило произвольное
поднятие цены на зерно (с 45 сольди за корзину до 50), что было сделано
в интересах епископа Федерико, имевшего большие запасы хлеба в личных
складах. Карло Манфреди укрылся в Крепости, а Федерико бежал в Луго.
Ожесточенная толпа подвергла разгрому епископский дворец, где нашла
8000 больших корзин зерна, более 20000 фунтов масла и вина, и другое
имущество. Грабёж продолжался полдня. На волне народного гнева изгнанник
Галеотто въехал в город как герой, и жители признали в нём нового синьора.
Он получил поддержку от Флоренции и Венеции. (13)
Жизнь Галеотто – синьора не стала спокойной: он продолжал свои военные
подвиги, участвовал в интригах и заговорах, не отличаясь, по-видимому,
хозяйственной жилкой и бережливостью. Финансовые затруднения, видимо,
заставили его позже подумывать о продаже Фаэнцы венецианцам.
Бурной была и семейная жизнь Галеотто. У него имелась неофициальная
семья, состоявшая из его любовницы Кассандры Павони родом из Феррары
и их троих сыновей: Франческо (1470 - 1509), Шипионе (1473 – 1493) и
Джованни Эванжелиста (дома его звали просто Оттавиано) (1482 – 1502).
Кассандра проживала под видом монахини в монастыре. В городской Пинакотеке
Фаэнцы находятся вещи, принадлежавшие этой паре.
Сохранился каменный барельеф круглой формы с геральдическими знаками
Галеотто: цветущей пальмовой ветвью, петухом и мотком верёвки, привязанным
к инструменту для метания. Там же можно увидеть кассоне – сундук для
одежды, происходящий из монастыря, где «монашествовала» Кассандра. Традиционно
он считается подарком, сделанным правителем Фаэнцы своей возлюбленной.
А. Кальци, с похвалой отзываясь о прекрасной резьбе, покрывающей сундук,
находит, что он «весь в арабесках в самом чистом стиле 15 века». (14)
В Гетти музее (США, Лос – Анджелес) находится необычная тарелка, украшенная
восьмиконечной завитушкой из сужающихся листьев и перьев павлина, которая
окружает звезду, заключённую в медальон в центре. Павлиний узор, появляющийся
в керамике Фаэнцы в это время наряду с такими новшествами как портреты,
замысловатые гербы и животные, восходит к той же Кассандре Павони, чья
фамилия переводится как «павлин». (15)
В 1482 г. по совету своего союзника, тирана Флоренции, Лоренцо Медичи
Галеотто Манфреди женился на Франческе, дочери правителя Болоньи Джованни
II Бентивольо. В 1485 г. у них родился законный сын и наследник Асторджо
III (в источниках также Асторе, в русском переводе чаще - Асторре).
31 мая 1488 г. в семье Галеотто произошла трагедия: правитель Фаэнцы
был убит кинжалами наёмных убийц из Болоньи, при активном участии самой
Франчески, когда он пришёл навестить прикинувшуюся больной жену. Франческа
действовала при поддержке местной знати, считавшей, что Галеотто потворствует
низам, и с ведома отца, который мечтал присоединить Фаэнцу к своим владениям.
Однако убийцы просчитались. Несмотря на множество недостатков, население
города любило этого доблестного капитана и солдата, вспыльчивого, но
щедрого, превосходного оратора и друга образованных людей.
«Смерть его вызвала в городе величайшее смятение. Жена, захватив с собой
малолетнего сына по имени Асторре, укрылась в крепости. Народ взялся
за оружие. Мессер Джованни Бентивольо при поддержке некоего Бергамино
, кондотьера на службе у герцога Миланского, предварительно ко всему
этому подготовившись, вступил во главе значительного воинского отряда
в Фаенцу, где еще находился флорентийский комиссар Антонио Босколи.
Среди всего этого переполоха различные лица из городских властей собрались,
чтобы обсудить вопрос о будущем устройстве, но в это время жители Валь-ди-Ламона,
устремившиеся в связи с этими событиями в Фаенцу с оружием в руках,
напали на мессера Джованни и Бергамино, одного убили, другого захватили
в плен и, возглашая хвалу юному Асторре и Флоренции, передали власть
в городе флорентийскому комиссару.
Когда известие об этих событиях пришло во Флоренцию, оно всех огорчило.
Тем не менее велено было освободить месссера Джованни и его дочь, и
республика с единодушного согласия всех жителей Фаенцы взяла под свое
покровительство город и юного Асторре», - писал Н.Макьявелли о последствиях
убийства в «Истории Флоренции». (16) В
церкви Сан Джакомо Маджоре в Болонье и сейчас можно увидеть портрет
семейства Бентивольо (работы Лоренцо Косты), члены которого расположились
у подножия трона мадонны. Слева, среди сестёр, стоит мужеубийца Франческа
с вдовьим покрывалом на голове.
Предыдущая
Следующая