Предыдущая Следующая

 

При Асторджо I начинается строительство новой городской стены и дворца Капитана народа. Он приглашает на должность подесты, по его собственной просьбе, выраженной в сонете, своего друга – флорентийского писателя Франко Саккетти (ок. 1330 – 1400). Саккетти был автором политических, моральных, любовных и комических стихотворений, а также пользовавшегося популярностью сборника «300 новелл». В родной Флоренции он был окружён уважением сограждан и занимал различные почётные должности: входил в совет «Восьми Балии», служил приором и послом республики. На момент приглашения в Фаэнцу Саккетти испытывал значительные материальные трудности, что отчасти было результатом его государственной деятельности. Оценивая его как человека и литератора, И.К.Стаф отмечает: «Он был воистину Uomo buono, который во всем оставался соразмерным и созвучным своей эпохе и откликался по мере сил на множественные, еще не выкристаллизовавшиеся импульсы ее культуры. (…) Он стремился говорить на разных литературных языках своего времени, писать в разных жанрах, - и всюду сохранял собственный взгляд на мир и на поэзию, тем более устойчивый, что это был взгляд не творца новой культуры, но добросовестного, кропотливого и даровитого хранителя, заботящегося о том, чтобы культурное достояние его родины не пришло в упадок». (8)
Получив возможность для тесного общения, писатель и синьор Фаэнцы вели увлекательные беседы о литературе. Асторджо, сам не чуждый поэзии, отдавал на суд друга собственные сочинения. В стихотворении Франко Саккетти, посвящённом правителю Фаэнцы, мы впервые встречаем семейное прозвище, которое будут носить все синьоры из семьи Манфреди, получившие при крещении имя Асторджо. Оно войдёт в историю как уменьшительно – ласкательное имя, хотя на самом деле является названием птицы – Асторе или Асторре ( от Astore – ястреб):

«Ястреба есть воплощение этот синьор, / который, как он, является птицей большого мужества, / когда мстит за оскорбление, / всегда ударяет и остается наверху; / постоянство и сила, что скрыты (в нём) / всегда неизменны / на высоте (он), или в падении».

В 1404 г., не выдержав военного давления со стороны римского папы, Асторджо уступил ему Фаэнцу на 10 лет за 25000 дукатов, а также некоторые укрепления в аренду на 5 лет. Ему было обещано вознаграждение по 200 флоринов в месяц. Однако, через год были перехвачены письма, которые свидетельствовали, что Асторджо не смирился со своим поражением и принимает меры, чтобы вернуть себе город. Под предлогом собственной болезни папский представитель Бальдассаре Косса пригласил правителя Фаэнцы к себе, где он был схвачен и, некоторое время спустя, обезглавлен на площади своего города. (9) В 1410 старший сын Асторджо, Джан Галеаццо, смог отвоевать Фаэнцу и привести в порядок её законодательство. Он умер семь лет спустя, оставив наследниками сыновей Карло I, Гвидантонио, Астoрджо II, Джангалеаццо, которые правили совместно под опекой своей матери Джентиле Малатеста. Карло умирает в юности. Зато оставшиеся братья становятся известными кондотьерами, служа попеременно различным итальянским государствам за хорошее вознаграждение.
В 1448 г. Асторджо II остаётся единственным правителем Фаэнцы. После мира в Лоди, заключённого в1454 г., в Италии наступает временное затишье, позволившее новому правителю заняться внутренними делами своего города, который он превращает в центр культуры и искусства. Сохранился портрет этого правителя, мраморный бюст, выполненный в 1455 г. молодым флорентийским скульптором Мино да Фьезоле (1430 – 1484).

Мино да Фьезоле, мраморный бюст Асторджо Манфреди, 1455, Widener Collection, National Gallery of Art, Вашингтон

Выбор пал на этого мастера не случайно: к тому времени он уже создал портреты флорентийского тирана Пьеро Медичи и его жены, а также некоторых знатных горожан. Асторджо, находившийся на службе у Флоренции, несомненно, видел его работы. Портрет правителя Фаэнцы представляет собой погрудное изображение. Взгляд Асторджо направлен мимо зрителя. Черты лица выражают напряжённую готовность к действию. Тревожный взгляд его глубоко посаженных глаз усиливается благодаря лёгким морщинам на переносице и просверленным зрачкам. Губы поджаты. Скульптор не скрывает ни утиного носа кондотьера, ни намечающейся возрастной дряблости шеи, ни теряющей чёткость линии подбородка. Асторджо одет в кольчугу и кирасу. Мастер старательно передаёт подробности чеканных узоров его доспехов, неровную поверхность изношенного кожаного ремешка с железной пряжкой. Надпись, находящаяся на нижней части портрета, сообщает, что правитель Фаэнцы изображён на 42 году своей жизни.

Предыдущая Следующая



Карта сайта


© 2004-2017
© Idea by Svetlana Bleyzizen
Все права защищены.
Любое воспроизведение данного материала в целом либо его части запрещается
без согласия администрации сайта "Italia Mia".

 
© Design by Galina Rossi