Предыдущая

Ангел Замка Святого Ангела

С конца XI века замок венчает фигура архангела, ставшая в итоге символом всего сооружения. Ее заменяли шесть раз. Первый ангел был деревянным и развалился от старости; второй – мраморный – был разбит в 1379 году во время нападения на замок и его заменили другим (тоже мраморным) с бронзовыми крыльями, правда, на замену потребовалось примерно семьдесят лет, о чем мы знаем из сохранившегося документа, в котором читаем, что в январе 1453 года некий «мастро Якомо из Аквилы» получил плату «за крылья, и перья, и меч, и поперечины, и цепи, и скрепы, и стержни, сделанные все из меди, потребные для нового ангела, установленного на замке». Ангела этого сделали по велению папы Николо V (1447 – 1455). Этот ангел в прямом смысле слова взлетел на воздух в 1497 году, когда во время грозы молния ударила в пороховой склад замка, и он взорвался вместе с башней; его заменили новой статуей – бронзовой, с позолотой, которую в 1527 году переплавили в пушки. Пятый ангел – снова мраморный с бронзовыми крыльями – был высечен скульптором Раффаэлло да Монтелупо (Raffaello da Montelupo) в 1544 году и простоял на башне вплоть до 1752 года, когда его сняли, потому что он совершенно потерял вид из-за непогоды. На него до сих пор можно посмотреть во Дворе Ангела.

Наконец, был установлен шестой (и последний) ангел, которого мы видим и по сей день. Он отлит из бронзы фламандцем Пьетро Вершхаффельтом (Pietro Verschaffelt). В 1798 году вошедшие в Рим французы раскрасили его в республиканские цвета (белый, красный и синий), надели ему на голову фригийский колпак и окрестили его «Гением Франции – освободительницы Рима». Злосчастного ангела отреставрировали в 1983 – 1986 гг.

 


Темницы Замка Святого Ангела

Ангел Справедливости, фреска

В замке под темницы отводилось довольно много помещений, начиная с тех, что построил Пий IV (1555 – 1559) позади бастиона Святого Марка (сейчас там располагаются лаборатории, называемые Сан-Марокко или Саммало). Это были застенки, пользовавшиеся очень дурной славой, заключенных в них опускали сверху на веревке и камеры были столь малы, что узники могли находиться в них только в полусогнутом положении, не имея возможности ни лечь, ни встать во весь рост. На первом полукруглом этаже цитадели – в так называемом Дворе Колодца – построенном Александром VI, находились камеры для особо важных заключенных. Именно здесь томился Бенвенуто Челлини в первый раз, в 1538 году и в первые месяцы 1539 года, и здесь он занимался скульптурой: для отливки моделей он пользовался маленьким камином в одной из двух комнат. И именно отсюда он и бежал через окно, свив веревку из простыней. Старинные же темницы располагаются в подземельях Двора Колодца, и в них можно попасть, спустившись по пандусу, который выходит в большой зал, в глубине которого – за атриумом – начинается коридор, ведущий в маленькие темные камеры. В них-то и оказался Челлини, пойманный после побега, и провел он здесь весь 1539 год. Его камера – самая последняя в ряду, и на стене ее он нацарапал силуэт Христа.
На так называемом Круге Пия IV – справа от Лоджии Павла III – располагаются одиннадцать камер, которые открываются в одиннадцать же комнат, построенных для родственников папы Григория XVI (странное соседство!), которые затем стали использоваться для политических заключенных.

Джузеппе Бальзамо, граф Калиостро


Наконец, в старинной верхней лоджии апартаментов Павла III находится камера, в которой в 1789 году содержался в заключении знаменитый авантюрист Джузеппе Бальзамо (Giuseppe Balsamo), более известный под именем графа Калиостро. И эта комната называется Cagliostra.
Судебные процессы проводились в Зале Юстиции – одном из трех больших помещений, построенных над старинной погребальной урной; «показательные» казни совершались чаще всего на маленькой площади за мостом Святого Ангела, а обычных преступников казнили и на территории замка, и внутри темниц. В XIX веке приговоренных к смерти расстреливали во дворике перед Капеллой Распятия, которую из-за этого называли еще и Капеллой Приговоренных. При каждом приведении в исполнение смертного приговора слышался поминальный звон Колокола Милосердия, повешенного в 1758 году на террасе в ногах статуи Ангела.
Темницы замка часто становились и местом, где оказывались жертвы подавленных восстаний, а также – насилия власть предержащих. Чаще всего это были ни в чем не повинные люди, которых часто без суда и следствия убивали в тюрьме. Среди знаменитых узников замка насчитывается пять Понтификов. В 897 году Стефан VI был брошен в замок после народного восстания, и здесь же его задушили; в 903 году здесь же оказался и Папа Лев V по воле анти-папы Христофора, который приказал убить соперника; в 928 году Папа Иоанн Х был низложен и заключен в замок Мароцией, которая приказала своему мужу Гуидо Тосканскому задушить его подушкой; в 973 году Бенедикт VI, низложенный и заключенный в замок после народного восстания, был задушен анти-папой Бонифацием VII; и наконец, в 984 году Иоанн XIV был заключен в замок и затем отравлен опять же Бонифацием VII – этим настоящим палачом Пап.
Замок видел и множество жертв семейства Борджа, попадавших сюда во время правления Александра VI. В феврале 1503 года здесь оказался кардинал Джамбаттиста Орсини; чтобы освободить порфироносца, его мать и возлюбленная (переодевшись в мужскую одежду) сумели добраться до Понтифика и предложили ему редчайшую жемчужину в обмен на свободу для Орсини. Александр благосклонно принял дар и заверил женщин, что вскорости освободит кардинала, и сдержал слово: кардинал вскоре покинул замок... мертвым.
10 апреля того же года настал через кардинала Джованни Микиеля, племянника Павла II: его заключили в замок и отравили, и все из-за того, что Цезарь Борджа (главной страстью которого, как мы помним, было золото) положил глаз на его состояние, оценивавшееся в 150 тысяч скуди.
Были в замке и жертвы политических и военных интриг и столкновений. Например, Джованни Крещенци – правитель Рима с 948 года. 29 апреля 984 года император Оттон III вошел в Рим; Крещенци был осажден им в замке, схвачен императорскими солдатами и обезглавлен на зубцах крепостной стены. Тело его сбросили со стен.
В 1453 году Стефано Поркари готовил народное восстание, но его замысел был раскрыт, его заточили в замок Святого Ангела и повесили 9 января после исключительно краткого судебного процесса.
Особого внимания заслуживает история заключения врача и алхимика Джузеппе Франческо Борри (1627 – 1695), который оказался в замке по обвинению Инквизиции в использовании магии. Но поскольку он был не только алхимиком, но и врачом, лечившим (с большим успехом) французского посла д’Эстрэ (который приходил к нему даже в тюрьму), он приобрел в среде римской аристократии славу целителя, благодаря чему в замке ему выделили трехкомнатные апартаменты, где он и принимал своих многочисленных благородных пациентов. В конце концов, даже сам Папа Иннокентий XII, страдавший подагрой, обратился к нему за помощью, и Борри облегчил его страдания, прибегнув к горячим ваннам из заячьей крови. За это Папа помиловал врача-мага. Но Борри подхватил малярию, и, как это часто случается, не смог помочь самому себе, так что замок Святого Ангела он покинул уже мертвым.
И, наконец, темницы замка послужили местом действия знаменитой оперы Джакомо Пуччини «Тоска». История разворачивается в Риме в 1800 году. Художник Каварадосси – приговоренный к смерти – оказывается в замке Святого Ангела; здесь, во внутреннем дворе его расстреливают, а его возлюбленная Тоска кончает с собой, бросаясь со стены замка.

 

Фейерверк замка Святого Ангела

«Колесом Замка Святого Ангела» назывался великолепный фейерверк, по легенде, изобретенный Микеланджело. По этой же легенде, после этого изобретения великий мастер получил прозвище «колесный Буонарроти». Неизвестно – сколько в этой легенде правды, но совершенно точно известно, что усовершенствовал эту «потеху» Бернини. Это сооружение зажигалось по поводу особых празднеств вплоть до XIX века, и представляло собой огромную конструкцию из сложных механизмов, которые создавали фантастические огненные рисунки при помощи зажженных ракет, бенгальских огней и прочих пиротехнических приспособлений. Знаменитый поэт Джузеппе Джоаккино Белли (Giuseppe Gioacchino Belli), писавший на римском диалекте, в одном из своих сонетов так описывал "тот полыхающий вечер понедельника, 31 марта 1834 года":

Ce fussi a girànnola jerzera?
Ma eh? che ffuntanoni! eh? che scappate!
Quante battajerie! che cannonate!
Cristo, er monno de razzi che nun c'era!

E la vedessi quela luce nera
c'usciva da le fiamme illuminate?
Nun paréveno furie scatenate
Che vienissin 'a ffà nas' e pprimiera?

E l'Angelo che stava in de l'interno
De quer fume co ttutto er zu' palosso,
Nun pareva un demonio de l'inferno?

E 'r foco bianco? e 'r foco verde? e 'r rosso?
Dice che inzino a quelli der Governo
Je parze avé sti tre colori addosso!

(Что за "колесо" было вчера вечером?
Каковы фонтаны! Какие вспышки!
И сколько батарей! Какие выстрелы из пушек!
Христос, чего там только не было!

А видел ты тот черный свет,
Что шел из искрящихся огней?
Они разве не казались разъяренными фуриями,
Что вышли в первый раз на белый свет?

И Ангел, что стоял посередине
Того дыма, с поднятым мечом,
Он разве не казался демоном из преисподней?

А огонь белый? И зеленый? Красный?
Говорят, что самому Правительству
Казалось, что в него оно одето.)


Библиография:

1. C.Rendina, Guida insolita ai misteri, ai segreti, alle leggende e alle curiosita di Roma, Newton Compton Editori, 2008.
2. M.Borgatti, Castel S. Angelo. Storia e descrizione, Milano, 1980.
3. Belli G.G., I sonetti romaneschi, 5 voll., Roma, 1965.
4. Генри В. Мортон, Рим. Прогулки по Вечному городу, ЭКСМО, Москва - МИДГАРД, Санкт-Петербург, 2007.


Предыдущая

 

© Светлана Блейзизен


Карта сайта


© 2004-2017
© Idea by Svetlana Bleyzizen
Все права защищены.
Любое воспроизведение данного материала в целом либо его части запрещается
без согласия администрации сайта "Italia Mia".

 
© Design by Galina Rossi
 
© Design by Galina Rossi