|
На протяжении многих столетий таинственный Нагорный Замок (именно так переводится название Castel del Monte), коронующий один из высоких холмов апулийской области Мурджа, притягивает к себе внимание любопытного путника. Существует множество теорий, пытающихся объяснить тем или иным образом его происхождение, предназначение и даже - эпоху, в которую он был возведен. Кто-то считает, что это строение - обычная крепость, одна из многих, построенных Фридрихом II. Кто-то полагает, что замок - это охотничья резиденция императора, а некоторые связывают это таинственное место со Священным Граалем или даже видят в нем суфийский храм. Официальной
датой "рождения" замка можно считать 29 января 1240 года,
когда Фридрих II Гогенштауфен приказал Риккардо да Монтефусколо (Riccardo
da Montefuscolo) - судье области Капитаната (близ Фодджи) - подготовить
все необходимые материалы для постройки замка неподалеку от церкви (ныне
уже не существующей) Sancta Maria de Monte (Святой Марии Нагорной).
Тем не менее, с этой датой соглашаются далеко не все ученые: некоторые
полагают, что строительство к этому дню уже подходило к концу. По
одной из легенд, Castel del Monte, представляющий собой восьмиугольную
призму высотой в 20 и шириной в 40 метров, был задуман как самая грандиозная
и торжественная обсерватория Средневековья. Восьмиугольный
план замка - достаточно редкое явление для архитектуры того времени
- включает в себя и восемь башен: по одной на каждый угол периметра;
и каждая башня тоже имеет восьмиугольную форму. В нем восемь залов на
нижнем и восемь - на верхнем этажах. Внутренний двор также имеет форму
восьмиугольника, в котором когда-то был и восьмиугольный бассейн. Восьмиугольник
- это символ воскрешения, и восьмиугольная форма использовалась при
постройке зданий космической значимости. Существует довольно много храмов,
представляющих в плане квадрат, увенчанный сферой, что символизирует
единение земли и небесных сфер: земля в них представлена квадратом,
а небеса - кругом. Часто на эти две фигуры накладывается и восьмиугольник:
как правило, купол располагается не прямо на квадратной основе храма,
а на восьмиугольнике, что тоже имеет смысл: квадрат символизирует землю,
восьмиугольник - человека, а круг - небо. На
этом "числовые" и "космические" загадки замка не
заканчиваются. В его внутренней структуре огромную роль играет смена
времен года и дни солнцестояний и равноденствия: солнце отбрасывает
особую тень в разных углах замка, в зависимости от соответствующего
дню знака зодиака. Например, при входе в знаки Водолея и Стрельца тень
с удивительной точностью накладывается на внешний периметр замка, а
в дни весеннего и осеннего равноденствий (совпадающими со знаками Овна
и Весов - соответственно) "опоясывает" внутренний двор, и
т.д.
Те,
кто считает Castel del Monte воплощением "архео-астрономической"
идеи, опираются в своем мнении на различные символы, встречающиеся в
замке, а также - на саму его структуру. Действительно, эту крепость
вполне можно считать некоей "философской конструкцией", физическим
воплощением глубокого мистико-эзотерического знания. Эта предпосылка
и послужила отправной точкой для таких исследователей как Альдо Таволато
(Aldo Tavolato) и Винченцо Делль'Аэере (Vincenzo Dell'Aere), которые
досконально изучили замок, рассматривая его в качестве "астрономического
инструмента". По их теории, часто встречающееся в нем число "восемь"
приобретает совершенно особое значение. Не стоит забывать, что - помимо
всего вышесказанного по поводу этого числа - вплоть до XIX века замок
был окружен восьмиугольным заграждением, а в центре внутреннего двора
в древности был огромный бассейн с восьмиугольными же сидениями. И ограда,
и сидения не исчезли сами по себе, они были разрушены до основания примерно
во второй половине XIX века. Но кем? И главное - почему? - Это осталось
загадкой. В действительности отношения Фридриха II с тамплиерами были далеки от идеальных. Вспомним, что Фридрих добился мирной передачи ему Иерусалима, но ему была необходима поддержка тамплиеров. Они же отказались помогать ему, поскольку в соглашение с мусульманами не был включен пункт о возвращении тамплиерам их Дома. Позднее Фридрих жестоко нападал на рыцарей Храма, в 1226 году конфисковал их имущество, и преследования эти продолжались вплоть до 1231 года, когда император - уже при смерти - возвратил им все конфискованное. И все же были две причины, по которым Фридрих II Швабский поддерживал отношения с тамплиерами. Первая - экономическая: в те годы (мы говорим о 1235 г.) его финансы не могли позволить ему возведение столь мощного и триумфального сооружения как Castel del Monte. Кроме того, в 1240 году во время осады Фаэнцы из-за отсутствия наличности он был вынужден выпускать монеты из кожи (!). Он - когда-то чеканивший великолепные золотые августалы, в подражание Цезарю Августу!
Замок не окружен ни рвом, ни каким бы то ни было другим защитным укреплением, что говорит о том, что он был задуман не как крепость, могущая отразить любую атаку, а как своеобразный "мирской храм", призванный свидетельствовать в веках о славе Фридриха и величии места, где он построен. Существует и еще одно объяснение происхождения средств для постройки Castel del Monte. Как рассказывается в одной легенде, на этом месте - удаленном от любых населенных пунктов - когда-то стоял древний храм, увенчанный статуей, на голове которой была высечена надпись: "голова моя из бронзы, но на восходе солнца в майские календы станет она золотой". Смысл этой надписи долго никто не мог понять, но однажды загадку раскрыл некий сарацин, который в первый день мая на восходе солнца начал копать там, куда падала тень от статуи, и нашел бесценный клад из золота и других драгоценностей. Именно он и стал средствами, на которые затем выстроили Castel del Monte.
Трудно
представить, чтобы подобное удивительное строение было задумано кем-то
другим, а не Фридрихом II Гогенштауфеном - stupor mundi (изумлением
мира - лат.), как его еще называли - одним из самых
великих правителей мира, персонажем таинственным, одновременно любимым
и ненавидимым слишком многими. Изучая его личность, время его правления,
но особенно - его страсти и жизнь при его дворе, невольно приходишь
к выводу, что Castel del Monte - неотъемлемая часть его образа.
|
|
Карта сайта © 2004-2017 © Idea by Svetlana Bleyzizen Все права защищены. Любое воспроизведение данного материала в целом либо его части запрещается без согласия администрации сайта "Italia Mia". |
©
Design
by Galina Rossi |