Бенвенуто
Тизи из Гарофало (Benvenuto Tisi detto «il Garofalo») (и по прозвищу «Гарофало»
- по названию местечка в провинции Ровиго, откуда родом был его отец,
а возможно – и он сам) родился предположительно в Ферраре в 1481 году
и умер там же 6 июля (а согласно некоторым источникам – 6 сентября) 1559
года.
Название местечка Garofalo сходно по звучанию с итальянским словом «garofano»
- «гвоздика», и художник «подписывал» свои картины маленьким изображением
цветка гвоздики.
Вазари
пишет о нем как об ученике феррарского художника Доменико Панетти (Domenico
Panetti), несмотря на то, что в его ранних работах совершенно явственно
прочитывается влияние другого живописца – Боккаччо Боккаччино (Boccaccio
Boccaccino), в чьей мастерской в Кремоне Гарофало работал с 1495 по 1499
гг., и именно Боккаччино познакомил молодого художника с венецианским
хроматическим стилем. В январе 1499 года он отправляется в Рим, где, кажется,
знакомится с флорентийцем Джованни Бальдини (Giovanni Baldini). В 1501
году Гарофало перебирается в Болонью, где проводит два года в мастерской
Лоренцо Косты Старшего (Lorenzo Costa il Vecchio). В 1504 году он возвращается
в Феррару и работает с братьями Досси. По некоторым данным, после этого
он провел три года в Риме (с 1509 по 1512 гг.) по приглашению феррарца
Джироламо Сакрати, при дворе Папы Юлия II, где познакомился с Рафаэлем.
Этот последний заставил его сменить ломбардский стиль на более классический
и стилизованный, введенный в моду Джулио Романо (Giulio Romano).
Примерно в 1512 году Гарофало снова возвращается в Феррару, где пишет
многочисленные полотна для герцога Альфонсо д’Эсте, обогатив своими работами
бòльшую часть феррарских церквей. В 1529 или 1530 гг. он женится
на Катерине Скоперти.
Опять же, кажется (когда я искала материалы об этом художнике, у меня
сложилось стойкое ощущение, что о нем ничего не известно точно, кроме
даты смерти), что в 1520 году в его мастерской учился Джироламо да Капри
(Girolamo da Capri), работавший с Гарофало над некоторыми картинами в
Ферраре с 1530 по 1540 гг. Несмотря на то, что Гарофало ослеп на один
глаз, он тем не менее продолжал работать вплоть
до 1550 года, когда полностью ослеп. И вот здесь появляется единственная
точная деталь из жизни художника: Бенвенуто Тизи умер в 1559 году и был
похоронен рядом с женой, умершей ранее, в феррарской базилике Santa Maria
in Vado, в гробнице, которую он заказал несколько лет до того. В 1829
году его прах был перенесен на кладбище Феррарского картезианского монастыря,
где в 1841 году в Зале Знаменитых Мужей ему был воздвигнут памятник работы
скульптора Анджело Конти (Angelo Conti).
Гарофало
– один из художников, описанных знаменитым Джорджо Вазари, по словам которого,
«свежесть и грация отличают некоторые его ранние работы, в которых различные
элементы, позаимствованные у Боккаччино и более ранней феррарской школы,
в основном – у Лоренцо Коста – смешиваются и становятся еще краше благодаря
изысканности, выражающейся в формах утонченных и мягких, ярко оживленных
цветом, как в случае фресок Дворца Лодовико Моро... Позднее, стараясь
достичь модной, но не свойственной ему в глубине души, грандиозности,
художник потерял свой природный дар...».
Работы Гарофало разбросаны по миру, но бòльшая их часть находится
в галереях Феррары, Модены, Рима и Дрездена.
Гарофало
же приписывается и роспись великолепного потолка в одной из зал (так называемой
"Зале сокровищ") Палаццо Костабили в Ферраре, созданная примерно
в то же счастливое для художника время, что и фрески в Феррарской Семинарии
(1519 год).
|
Работы
Гарофало
Поклонение
- Кембриджский Музей
Вознесение Христа
- Galleria Nazionale d'Arte Antica, Рим
Охота на вепря - Palazzo Sciarra, Рим
Триумф Вакха - Замок д'Эсте, Феррара
Сон младенца-Иисуса - Лувр, Париж
Моление о чаше
в саду - Лондонская Национальная Галерея
Омовение ног
- National Gallery, Вашингтон
Мадонна
со святыми Иоанном и Елизаветой - Courtald Institute, Лондон
Марс, Венера и Купидон - Wawel, Краков
Процессия рыцаря - Palazzo Colonna, Рим
Надалтарная картина - Церковь San Francesco, Феррара
Святое семейство -
Musee de Angers
Святой Себастьян - Museo di Capodimonte, Неаполь
Богоматерь
с младенцем со святыми Домиником и Катериной Сиенской (ок. 1500-1505)
- Лондонская Национальная Галерея
Поклонение волхвов (1508-1509) - Pinacoteca Nazionale, Феррара
Мадонна с младенцем
(1510) - Galleria dell'Arte Studiolo, Милан
Мадонна в облаках (1514) - Pinacoteca Nazionale, Феррара
Избиение младенцев (1519) - Pinacoteca Nazionale, Феррара
Мадонна колонны (1523) - Pinacoteca Nazionale, Феррара
Мадонна на троне со святыми Иоанном Крестителем, Иероламом и дарительницей
Лудовикой Тротти (1523) - Pinacoteca Nazionale, Феррара
Мадонна отдыха (1525) - Pinacoteca Nazionale, Феррара
Воскрешение Лазаря (1534) - Pinacoteca Nazionale, Феррара
Рождественские ясли - Pinacoteca Nazionale, Феррара
Поклонение волхвов со святым Варфоломеем (1549) - Pinacoteca
Nazionale, Феррара
Моление Христа в Гефсиманском саду - Pinacoteca Nazionale, Феррара
Введение во Храм (фреска) - Pinacoteca Nazionale, Феррара
Бегство в Египет - Pinacoteca Nazionale, Феррара
Месса святого Николая из Толентино - Pinacoteca Nazionale, Феррара
Богоматерь на троне со святыми (полиптих) - Pinacoteca Nazionale,
Феррара
Истории Константина и Папы Святого Сильвестра (4 панели) - Pinacoteca
Nazionale, Феррара
Нептун и Паллада (1512) - Art Gallery, Дрезден
Мадонна под балдахином (1517) - Лондонская Национальная Галерея
Мадонна
с младенцем на троне со св\ятыми Гульельмом Аквитанским, Кларой, Антонием
Падуанским и Франциском (1517-1518) - Лондонская Национальная
Галерея
Богоматерь в облаках с четырьмя святыми (1518) - Accademia di
Belle Arti, Венеция
Видение
святой Августины (ок. 1518) - Лондонская Национальная Галерея
Святое
семейство с Иоанном Крестителем, Елизаветой, Захарией и (?) Франциском
(1520) - Лондонская Национальная Галерея
Мадонна на троне со святыми (1524) - Duomo, Феррара
Языческое жертвоприношение
(1526) - Лондонская Национальная Галерея
Pietà (1527) - Pinacoteca di Brera, Милан
Благовещение (1528)
- Musei Capitolini, Рим
Святая Катерина
Александрийская (ок. 1515-1530) - Лондонская Национальная Галерея
Мадонна на троне со святыми (1532) - Модена
Мадонна во славе (1532) - Musei Capitolini, Рим
Христос и прелюбодейка
(1536) - Museum of Fine Arts, Budapest
Аллегория любви (ок.
1527-1539) - Лондонская Национальная Галерея
Благословение Иоанна Крестителя (1542) - San Salvatore, Болонья
Благовещение (1550)
- Pinacoteca di Brera, Милан
Библиография
1.
Sydney J. Freedberg. In Pelican History of Art: Painting in Italy,
1500-1600. Penguin Books, 1993.
2. Francis P. Smyth, John P. O'Nei (Editors in Chief). In National Gallery
of Art, Washington DC: The Age of Correggio and the Carracci: Emilian
Painting of the 16th and 17th Centuries, pp. 141-43, 1986.
3. Dosso
Dossi, Garofalo, and the Costabili Polyptych: Imaging Spiritual Authority.
4. A. Neppi. Il Garofalo. Milano, 1955.
© Светлана Блейзизен
|