КАРАВАДЖО В ЛИТЕРАТУРЕ И КИНО

О жизни и творчестве (особенно - о творчестве) Караваджо осталось множество документов и издано довольно большое количество книг и альбомов. Нет смысла перечислять все. Мне бы хотелось отметить здесь две книги, вышедшие в последние три года, по причине их необычности. (Сразу оговорюсь, что обе они вышли в Италии, первая - еще и в Австралии, поскольку ее автор - австралиец).

"M. L'enigma Caravaggio" ("М. Загадка Караваджо") Питера Робба. Книга, вышедшая в Италии в октябре 2002 года, - это биография Микеланджело Меризи, прозванного Караваджо, великого художника, прожившего жизнь, полную приключений и трагических событий. В повествовании Робба Меризи обозначается буквой "М." Прекрасная биография, отражающая не только известные факты, но и отношения Караваджо с его моделями, друзьями и возлюбенными.

Еще одна книга - появившаяся в сентябре 2001 года "Io, Caravaggio" ("Я, Караваджо") Карло Альберто Корси. Пожалуй, самая сильная и выразительная вещь из тех, что мне приходилось читать о Караваджо. Собственно, это даже не "о Караваджо"... Автор здесь использует тот же прием, что и Питер Акройд в "Завещании Оскара Уайльда" - повествование ведется от имени самого художника. Это - исповедь умирающего Караваджо, полубред, полувоспоминание, полуразмышление о собственной жизни и творчестве - яркое, трагичное, полное осознания собственной гениальности и сомнений в ней. Книга производит такое же сильное впечатление, как и картины самого Маэстро. Как написал о ней Стефано Дзуффи, "страницы этой книги - это листки календаря, который с каждым днем, с каждым часом становится все тоньше. Поэтому все должно быть прожито, все должно быть сказано, без дыхания, с исключительной силой, как прорезающий надвигающуюся тьму луч света".

В кино Караваджо "удостоился" трех фильмов: в 1941 году Амедео Надзари сыграл "проклятого" художника в фильме, посталенном Гоффредо Алессандрини; в 1960-м свое слово сказал Силверио Блази в фильме для итальянского RAI; и наконец, в 1986 году наступил черед блистательного фильма "Караваджо" британца Дерека Джармена, о котором и стоит сказать несколько слов.

Фильм начинается с того, что мы видим Микеланджело Меризи умирающим в Порто Эрколе, за ним ухаживает лишь немой слуга. Караваджо совершенно измучен, все его тело покрыто рубцами. Он вспоминает и как бы вновь переживает события своей жизни: "покупка" слуги; обучение в мастерской художника; Рим, где он зарабатывает на жизнь, продавая свои картины и самого себя. Вот он в больнице, где его посещает кардинал дель Монте - просвещенный коллекционер, который предлагает художнику кров и заработок. Под руководством своего покровителя Караваджо получает свой первый заказ для церкви San Luigi dei Francesi - "Мученичество святого Матфея". Но тут кажется, что его творчество покидает его. Однажды в таверне, где завязывается драка, он встречает Рануччо. Художника пленяет молодой сводник и он приглашает его позировать для своих работ, вместе с его подругой Леной - проституткой. Между мужчинами возникают отношения любви-ненависти, в их историю вмешивается еще и Лена. Караваджо находит нового покровителя - банкира, который спасает художника от скандала. В это время в катакомбах Ватикана Лена соблазняет могущественного кардинала Боргезе - племянника папы. На одном из сеансов позирования Караваджо, она рассказывает художнику, что собирается "заполучить" Боргезе, покинув Меризи и Рануччо. После чего Лену находят мертвой в Тибре. Рануччо арестовывают, но Караваджо, хоть и безумно страдающий, добивается его освобождения. Он ждет друга на выходе из тюрьмы, но тут Рануччо признается ему, что это он убил Лену. Караваджо закалывает его кинжалом.
Дерек Джармен - сам художник и декоратор - наверное, это отчасти и объясняет его восхищение великим художником, "отцом" светотени. Фильм очень интересен (помимо сюжета) постоянными крупными планами, своим фрагментарным характером и игрой со временем. Кроме того, Джармен, считавший гомосексуальность Караваджо ключевым моментом в понимании его как художника, создал в этом смысле очень сильный и оригинальный фильм.
Эта работа - попытка приближения к живописи без риска впасть в жанр очередной биографии-романа. Здесь речь не идет о точном воссоздании фактов, но о желании "поймать" живопись и художника в момент творения.

© Светлана Блейзизен


Карта сайта


© 2004-2017
© Idea by Svetlana Bleyzizen
Все права защищены.
Любое воспроизведение данного материала в целом либо его части запрещается
без согласия администрации сайта "Italia Mia".

 
© Design by Galina Rossi