"Пьетро
Аннигони - не только величайший художник этого века,
но и художник, способный на равных соперничать с самыми
великими художниками всех веков. <...> И он останется в
истории искусства как ниспровергатель темной эпохи."
Б.Беренсон
Пьетро
Аннигони родился в Милане, 7 июня 1910 года. Его отец Риччардо был знаменитым
инженером, мать - Терез - была американкой, родом из Сан-Франциско. Пьетро
- средний из троих сыновей в семье. Его младший брат - Риччардо Бенедетто
- во Вторую Мировую войну пойдет на фронт, станет офицером артиллерии;
после 8 сентября 1943 года (дня, когда Италия разорвала союз с Германией)
он попадет в плен к немцам и три года спустя погибнет в концлагере от
пыток, которые так и не смогли сломить его дух и не заставили сотрудничать
с фашистами. Трагическая судьба брата всю жизнь будет давлеть над Пьетро
Аннигони. Старший же его брат - Джованни - был морским капитаном и (как
и отец) инженером.
В Милане Пьетро учился в гимназии "G.Parini" и в элитном Колледже
"Calchi - Taeggi". В 1925 году его отца посылают во Флоренцию
- устанавливать там первую автоматическую телефонную линию - и он перебирается
туда на время вместе с семьей. Во Флоренции Пьетро отправляют в Институт
Дельи Сколопи (Istituto degli Scolopi), где он и получит свидетельство
об окончании классического лицея. Именно в этом институте он подружится
с Риккардо Нофери (Riccardo Noferi), который затем станет его близким
другом и секретарем. После смерти Нофери его место займет Пальмиро Меаччи
(Palmiro Meacci).
В 1928 году, когда наступает момент возвращения в Милан, Пьетро уже зарекомендовал
себя как талантливого рисовальщика, и в это время он посещает "Свободную
Школу Ню" (Scuola Libera del Nudo), из-за чего семья позволяет ему
остаться во Флоренции, чтобы поступить в Академию Изобразительных Искусств,
диплом которой он в итоге и получит. Его учителями были: Феличе Карена
(Felice Carena) - живопись; Джузеппе Грациози (Giuseppe Graziosi) - скульптура;
Челестино Челестино (Celestino Celestini) - гравирование. Эти годы, проведенные
в Академии, оказались решающими для формирования его личности (в то время
- исключительно неспокойной и бунтарской), и развития в нем той жажды
знаний, которая сделает из него человека глубочайшей культуры.
В этот период зарождаются и крепнут и более глубокие и значимые его отношения
со скульптором Марио Парри (Mario Parri), писателем Ренцо Сими (Renzo
Simi), историком Карло де Франковичем (Carlo de Francovich), будущим Начальником
Отдела по охране культурного достояния города Тренто Никколò Размо
(Niccolò Rasmo), с князем Томмазо (Tommaso) и княгиней Эленой Корсини
(Elena Corsini), графами Венерози-Пещолини (Venerosi Pesciolini), с библиофилом
Адольфом Кошландом (Adolf Koshland). И именно в мастерской друга Марио
Парри в 1928 году Пьетро встретил Анну Маджини (Anna Maggini), учившуюся
тогда в Консерватории Луиджи Керубини. Они поженятся в 1937 году. Отношения
с Анной, построенные на общих идеалах, были очень глубокими, но противоречивыми
настолько, что в 1954 году супруги разошлись по взаимному - выстраданному
- согласию. Но несмотря на это, Анна навсегда останется для Аннигони самым
значимым человеком, о чем свидетельствуют щемящие страницы его "Дневника",
посвященные ее смерти, в 1969 году.
У Анна и Пьетро было двое детей: в 1939 году родился сын Бенедетто, а
в 1948 году - дочь Мария Риччарда, с которыми у Пьетро - вопреки семейным
неурядицам и его долгим отлучкам из дому - сложатся настолько близкие
и душевные отношения, что в своем завещании Аннигони напишет, что сын
был для него самым близким человеком "на пути человека и художника".
В 1930 году Аннигони впервые участвует в коллективной выставке, организованной
во Флоренции. Два года спустя он устраивает свою первую персональную выставку
во дворце Феррони, в галерее Беллини, имевшую грандиозный успех. В 1932
году Уго Ойетти (Ugo Ojetti) пишет о нем объемную статью на третьей странице
газеты "Corriere della Sera". Все в том же - счастливом для
него - 1932 году он получает премию "Trentacoste". В 1936 году
он выставляется в Милане - с огромным успехом у публики и критики. Все
это время он отдается своей страсти к путешествиям и посещает многие европейские
страны, в том числе - Германию, где его покоряет и вдохновляет на создание
новых полотен северная живопись эпохи Возрождения. Серия гуашей, выполненных
им во время путешествий и прогулок в полях, демонстрирует его редкостный
талант проникновения в самые глубины природы, которые он изображает с
исключительной чувствительностью и практически всегда - без присутствия
человека.
Либерал, вечно плывущий против течения, противник любых форм тоталитаризма,
Аннигони никогда не позволял втянуть себя в политику после того, как разочаровался
компромиссностью и жесткими моральными правилами, которыми сопровождалось
возвращение демократии в Италии. В этот же период (и по этим же причинам)
он порвал с миром "официальной" культуры, в котором до этого
момента он был главным героем и активным участником: в 1947 году, вместе
с Грегорио Щилтианом (Gregorio Sciltian), Ксавьером и Антонио Буэно (Xavier
ed Antonio Bueno), Альфредо Серри (Alfredo Serri) и некоторыми другими
деятелями искусств Манифест "Современных Художников Действительности"
(Manifesto dei "Pittori Moderni della Realtà). В этом заявлении
группа заявляла о своем открытом противостоянии различным неформальным
течениям, появившимся в те годы, но лишь Аннигони пойдет до конца и в
одиночку поведет борьбу за фигуративное искусство, которое для него -
последователя Бенедетто Кроче - означало и борьбу за целостность человека,
вбиравшую в себя все прежде всего моральное и этическое, и лишь затем
- эстетическое - значение.
Несмотря на эмоциональные и культурные потрясения, пережитые им в эти
годы, именно в период с 1945 по 1950 гг. Аннигони создаст несколько самых
значительных своих произведений, которые и по сей день приносят ему заслуженную
славу повсюду. Собственно, ключ к интерпретации его искусства следует
искать именно в этой аристократической концепции служения и ответственности,
которые он распространил и на мир искусства, и, возможно, в ней же лежат
и истоки произвольного образования вокруг него своеобразной "мастерской"
- самой настоящей школы, весьма схожей с теми, что существовали в эпоху
Возрождения, которая была совершенно бесплатной и свободно посещалась
самыми разными художниками, которые теперь уже признаны и знамениты: Лучано
Гуарньери (Luciano Guarnieri), Марчелло Томмази (Marcello Tommasi), Романо
Стефанелли (Romano Stefanelli), Нельсо Уайтом (Nelso H. White), Фернандо
Берардини (Fernando Berardini), Тимоти Уидборном (Timothy Widborne), Сильвестро
Пистолези (Silvestro Pistolesi), Дауном Куксо (Dawn Cookso), Антонио Чикконе
(Antonio Ciccone), Беном Лонгом (Ben Long), Дугласом Андерсоном (Douglas
Anderson), Луиджи Фалаи (Luigi Falai) и многими другими.
В 1949 году Комиссия Лондонской Королевской Академии принимает несколько
его работ для выставки и это становится началом успеха, который вскоре
станет мировым. В Лондоне Аннигони выставлялся неоднократно: у Уильденштейна
(в 1950 и 1954 гг.), у Энью (1952 - 1956 гг), в Федерации Британских Художников
(в 1961 году), в Верхних Галереях Гросвенор (1966 гг), не говоря уж о
постоянном его участии в выставках Королевской Академии. В этот же период
он с успехом выставлялся и в парижской Галерее Изящных Искусств (1953
год), у Вильденштейна (Нью-Йорк, 1957 - 1958 гг.), в Бруклинском Музее
(Нью-Йорк, 1961 г.), в Калифорнийском Дворце Почетного Легиона (Сан-Франциско,
1969 г.).
В Италии самыми заметными его персональными выставками были выставки в
Турине, Риме, Флоренции, Вероне, Брешии, Монтекатини Терме, Бергамо, Роверето
и - пользовавшиеся небывалым успехом - две выставки в Милане: в Галерее
Кортина (1968 год) и в Галерее Леви (1971 год).
На протяжении всей жизни Аннигони его не покидала страсть (бывшая почти
что навязчивостью) к путешествиям, которые переносятся уже и на другое
полушарие - он посещает Индию, Иран, Южную Африку, Мексику и Южную Америку.
Он кружит по миру в поисках все новых чувств, культур, пейзажей, которые
удивительно талантливо и собирает в своих набросках и рисунках, а также
- в строчках своего "Дневника", из которых сквозит и его особый
дар писателя.
Во время одного из таких путешествий, в 1966 году, на корабле "Raffaello"
он знакомится с Росселлой Сегрето (Rossella Segreto), между ними зарождается
сильнейшее чувство, приведшее их к алтарю в 1977 году. В ней Пьетро Аннигони
нашел ценнейшего соратника, который - вместе с Уго Уголини и другими "вечными"
его учениками - в последние его годы будет помогать ему в написании больших
циклов фресок.
Аннигони позировали самые знаменитые персонажи ХХ века. Журнал "Times"
посвятил ему целых семь номеров. Самыми известными его работами стали
портреты членов Королевской семьи Британии. Последним же, написанным им
портретом, был портрет Росселлы Сегрето.
Период с 1966 по 1988 гг. был одним из самых значимых, с точки зрения
творчества Маэстро. Его работы выставлялись в самых знаменитых музеях
мира, среди которых стоит упомянуть Галерею Уффици и Галерею Современного
Искусства Дворца Питти во Флоренции, Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке,
Королевскую Коллекцию Виндзорского Замка и Лондонскую Национальную Портретную
Галерею, Музеи Ватикана. Его крупные аллегорические композиции ("Чинчарда",
"Нагорная проповедь", "Урок", "Жизнь", "Одиночества",
"Палладио") повсюду вызывали либо восхищение, порой переходившее
в фанатизм, либо же - отчаянное неприятие. Человек и художник с сильнейшей
харизмой, появившийся на свет в век великих революций и перемен, одаренный
уникальными техническими способностями, позволившими ему создавать гигантские
работы наравне с крошечными творениями, он сознательно посвятил себя и
свое творчество защите центральной позиции и трансцендентности человека,
неизбежный упадок которого он предвидел с пророческой ясностью.
Его фрески в монастыре Святого Марка во Флоренции, в Церкви Святого Михаила
Архангела в Понте Буджанезе, в Аббатстве в Монтекассино, в Церкви Святого
в Падуе, в офисе Фонда Штильмана в Уэверфильде (Коннектикут, США), большей
частью вдохновленные священными сюжетами, раскрывают в современном ключе
великую традицию Возрождения, демонстрируя нам способности и прозрения,
свойственные лишь людям высшего духовного порядка. Во Флоренции, в доме
Графини Маргериты Венерози-Пещолини можно полюбоваться его большой настенной
росписью в технике темперы.
Бернард Беренсон написал о нем:"Пьетро
Аннигони - не только величайший художник этого века, но и художник, способный
на равных соперничать с самыми великими художниками всех веков. <...>
И он останется в истории искусства как ниспровергатель темной эпохи."
Среди наград, которых был удостоен Аннигони в Италии и за рубежом, стоит
особо отметить звание Кавалера Большого Креста за Заслуги Итальянской
Республики и Кавалера Гражданского Ордена Савойи.
Пьетро Аннигони покинул этот мир 28 октября 1988 года, после долгой болезни,
во время которой рядом с ним неизменно были жена Росселла, сын и дочь,
а также - самые близкие его друзья. Он нашел вечное упокоение на Монументальном
Кладбище Святых Врат близ церкви San Miniato a Monte во Флоренции.
© Светлана Блейзизен
|