Празднования события, ставшего впоследствии Рождеством, всегда приурочивались к 21 декабря – дню зимнего солнцестояния, в который световой день начинал расти. У древних этот день «падал» на 25 декабря и отмечался различными празднованиями, полными глубокого смысла.
В Сирии и Египте в этот день праздновали день рождения Солнца, потому что, начиная с этой даты, дни становились длиннее и сила Солнца возрастала. Участвовавшие в празднике удалялись в особые храмы, откуда выходили в полночь, объявляя, что Дева родила Солнце, представлявшееся в образе ребенка.
В Древнем Риме существовали Сатурналии, начинавшиеся 19 и длившиеся до 25 декабря. Это были дни великого праздника, полные радости, и надежды на лучшее будущее. В этот период возобновлялись и сельскохозяйственные договоры. Потом, когда примерно за пятьдесят лет до Рождества Христова в Риме был введен культ Бога-Солнца, там стали праздновать еще и так называемый Deus Sol Elagabalus.
Рождество в современном его смысле, то есть – как день пришествия в мир Иисуса Христа – появилось относительно недавно, около IV века н.э.
Поскольку в Евангелиях нет никаких указаний на день появления на свет Иисуса, Церковь (изначально не праздновавшая день рождения Христа) решила «привязать» этот день к древним языческим празднествам, дабы искоренить их и «включить» в собственную доктрину. В течение длительного периода времени точной даты не было: она переносилась то на 6 января, то на 25 марта, то на 10 апреля или даже 29 мая. В конце концов, Восточная ветвь христианства (то есть православная церковь) установила празднование Рождества 6 января, день, когда древние греки праздновали явление Диониса. Западная же Церковь в IV веке официально установила 25 декабря днем рождения Иисуса, соединив таким образом новый христианский праздник с древними языческими празднованиями зимнего солнцестояния и рождением Солнца.
Доктора Церкви отдавали себе отчет в том, что христиане были еще сильно привязаны к этим древним языческим обрядам и праздникам, посему они установили празднование Рождества 25 декабря, а 6 января стало днем Богоявления. Языческое происхождение святого Рождества Христова было слишком явным, например, для святого Августина, который призывал собратьев-христиан праздновать рождение не Солнца, а Того, кто его сотворил.
В 1100 году Рождество стало самым главным христианским праздников в Европе, и его популярность все возрастала вплоть до Реформаторства, когда многие христиане стали считать его (впрочем, довольно-таки законно) языческим праздником, а в Англии и некоторых американских колониях оно было даже запрещено. Но длилось это недолго, и вскоре Рождество снова заняло место самого значимого и любимого всеми христианского праздниками.
В Италии атмосфера праздника появляется за несколько дней до Рождества: в горных местностях на равнины спускаются пастухи-волынщики, бродящие с песнями и музыкой по улицам городов и устраивающие порой даже небольшие спектакли. Они играют на волынках, сделанных из козлиной кожи (zampogna), и деревянных флейтах (ciaramella). В итальянских рождественских традициях сохранились отголоски языческого праздника зимнего солнцестояния: на Рождество поджигают большое полено, которое должно гореть до самого Нового года. Сжигание полена олицетворяет собой очищение людей от всего дурного, победу над злом и проводы старого года.
Одним из главных персонажей Рождества в Италии сейчас является Babbo Natale («родственник» нашего Деда Мороза, «позаимствованный» итальянцами у американцев вместе с традицией наряжать рождественскую елку, которая появилась в Италии лишь после Второй Мировой войны). Babbo Natale в рождественскую ночь спускается в дом по каминной трубе и оставляет детям, написавшим ему письмо с пожеланиями, подарки. Традиция детских писем в Италии не исчерпывается просьбами к Babbo Natale о подарках. Местные дети пишут очень трогательные письма своим родителям, которые в ночь перед Рождеством кладут отцу под подушку, а после обеда в Сочельник родители зачитывают их вслух.
Традиционным же в Италии является вертеп (presepe), представляющий собой воспроизведение рождения Иисуса. Особой популярностью пользуются неаполитанские вертепы из дерева или папье-маше, а также – так называемые «живые вертепы» (presepe vivente), в которых все персонажи действительно живые.
Кроме того, в Италии существует еще и несколько примет и обычаев, которым надо обязательно следовать, чтобы наступающий год был удачным.
В новогоднюю ночь нужно обязательно надеть что-то новое красного цвета (большинство итальянцев обходятся новым бельем). Еще один забавный обычай (который уже почти исчез) – в ночь на Новый год надо выбросить из окна старые, не используемые больше вещи. Столь любимые итальянцами хлопушки и фейерверки когда-то служили не столько для увеселения, сколько для отпугивания злых духов.
Существует и множество «гастрономических» обычаев. Например, на столе в новогоднюю ночь должна быть чечевица – символ богатства и благополучия. Должен присутствовать на нем и гранат – олицетворяющий супружескую верность.
По всей Италии на Рождество к праздничному столу подают мучные и сладкие блюда, обязательно с добавлением миндаля, изюма и меда, которые должны содействовать благополучию семьи. Традиция обязывает итальянцев есть виноград, высушенный в гроздьях. Это символ здоровья, долголетия и благополучия. По обычаю, в новогоднюю ночь с каждым ударом часов съедают по виноградине и загадывают желания: 12 ударов – 12 заветных желаний на каждый месяц нового года.
В каждом регионе – свои традиционные рождественские и новогодние блюда. Праздничный новогодний ужин начинается около девяти часов вечера и продолжается до полуночи. Считается, что новый год принесет удачу, если на столе будет 13 блюд.


Рождественское послепразднество

26 декабря – День Святого Стефана (Il giorno di Santo Stefano)

Джотто, Святой Стефан

Череду Рождественских праздников продолжает 26 декабря – день, посвященный памяти Святого первомученика Стефана. Архидиакон Стефан был одним из проповедников христианства и принял мученическую смерть за Христа в возрасте около 30 лет. Он был христианским первомучеником. Ибо прежде Стефана никто не проливал крови своей за Евангелие. Произнося одну из своих пламенных речей, в которой излагал историю еврейского народа и смело обличал иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа, Святой Стефан вдруг увидел небо отверстым и Иисуса Христа во славе, стоящего одесную Бога. Он громко провозгласил об этом. Тогда иудеи, затыкая уши, набросились на него, повлекли его за город и побили камнями. Святой мученик в последние мгновения своей жизни молился за своих убийц.

1 января – День Пресвятой Богородицы (Il giorno della Beata Vergine Maria)

Карло Маратта, Мадонна с младенцем, 1693-1695, Музеи Ватикана

Первый день нового года – День Пресвятой Богородицы.
Мария, мать Иисуса Христа – величайшая из христианских святых. Ее свобода от греха была особой благодатью, исключением из общего правила, привилегией, которой не было удостоено никакое другое живое существо. Девственная непорочность Девы Марии соединялись в ней с ее неподверженностью никакому личному греху. На ее безгрешность указывает определение «благодатная», которая ей дается в Евангелии. С ролью Марии как Матери Спасителя сопряжена и ее роль посредницы между Христом и родом человеческим. В доктрине Римско-католической церкви признано, что, поскольку Дева Мария родила Спасителя, который есть источник всякой благодати, благодаря ей эта благодать сообщается человечеству.

6 января – Епифания Господа нашего Иисуса Христа (L’Epifania)

Бефана

На 6 января приходится праздник Епифании Господа нашего Иисуса Христа – так называется в Италии день Богоявления. В этот день во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крестимом Сыне, и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.
Праздник Богоявления получил также название Праздника Царей – Каспара, Мельхиора и Валтасара.
Итальянские дети с нетерпением ждут 6 января. Считается, что в этот день над Италией пролетает старая ведьма Бефана. По легенде, Бефана встретилась с волхвами, когда те шли поклониться младенцу Иисусу. Они позвали женщину с собой, но Бефана отказалась, сославшись на заботы. Позже она пожалела о своем решении и отправилась вдогонку за волхвами, но потеряла их след. С тех пор она ищет колыбель младенца Иисуса, по пути заглядывая в дома, в которых живут маленькие дети, и кладет им в ботинки сладости (если ребятишки вели себя хорошо весь год) или сахарные угольки (если, наоборот, дети были непослушными).


© Светлана Блейзизен


Карта сайта


© 2004-2017
© Idea by Svetlana Bleyzizen
Все права защищены.
Любое воспроизведение данного материала в целом либо его части запрещается
без согласия администрации сайта "Italia Mia".

 
© Design by Galina Rossi