История
«Светлейшей» - Венецианской Республики – уходит своими корнями в глубь
веков и, разумеется, не может быть вмещена в одну маленькую страничку,
как бы этого ни хотелось. Поэтому некоторые – наиболее интересные и
значимые – события из нее будут освещены в «венецианской» части раздела
«История Италии» (коль скоро Венеция, несмотря на ее извечные и длящиеся
до сих пор попытки отмежеваться от любого другого государства, все же
являлась и является частью Итальянского государства), здесь же я постараюсь
по возможности кратко изложить лишь основные вехи ее развития, дав общее
представление о том – «откуда есть пошла» Венеция.
Племена
древних Венетов
Благодаря сотням археологических находок, произведенным в последние
десятилетия, можно с уверенностью сказать, что область Венето (в которой
и располагается Венеция) с самых древних пор была густо заселена; особенно
активное расселение на ней началось 3000 – 4000 тысячи лет назад.
Первые исторические свидетельства говорят нам о том, что первые племена,
населявшие Венето, были изгнаны в горы (в теперешнюю область, принадлежащую
Трентино и Фриули) пришедшими на эти земли венетами, в период между
1200 и 900 гг. до Рождества Христова. Сами же венеты были вынуждены
мигрировать со своих насиженных мест из-за значительных климатических
изменений, приведших к обеднению почв. Древние историки говорят о том,
что венеты происходили из Пафлагонии, располагавшейся на Севере современной
Турции: на границе с землей Амазонок и Хеттским Царством. Были они племенем
сильным, развитым и хорошо организованным, прекрасно владели обработкой
железа (этот навык они переняли у хеттов), у них было отлично развито
земледелие и гидравлика (именно с их приходом в Венето появились первые
искусственные каналы и плотины на реках).
Автохтонное население Венето и пришедшие венеты – по прошествии первого
шока от встречи – стали мирно сосуществовать, а со временем смешались
друг с другом, дав начало новому этносу: венетам области Венето (напомним,
что в описываемые времена существовали и Британские венеты, и венеты
с озера Костанца, а также – венеты Стирии). Обе народности принадлежали
к индоевропейской группе и – несмотря на то, что языки их, хоть и были
близки, но все же несколько различались – прекрасно понимали друг друга.
Венеты были гордым, смелым, но не воинственным племенем. Они жили мирно,
впрочем, всегда стойко защищая свои границы (особенно – от соседей-кельтов,
появившихся в этих краях несколько позднее). Они вбирали в себя все
последующие «волны эмиграции», коих было немало: вначале это были кельты
и римляне, а затем – германские варварские племена (готы, лонгобарды,
франки и т.д.). Все эти новоприбывавшие по численности сильно уступали
венетам, посему они сливались с ними, принимая их культуру, язык и идентичность.
Есть предположение, что венеты со своими колониями добрались даже до
Этрурии и Лациума (где образовалась новая народность – вен-этулани)
и приложили руку к основанию Рима.
Самые древние венеты жили в так называемых «castellaro» - укрепленных
поселениях, схожих с крепостью (собственно, это слово имеет тот же корень,
что и итальянское «castello» - «замок, крепость»), располагавшихся на
возвышенностях или холмах (топонимы «castelo» и «castelaro» до сих пор
указывают на то, что на этом месте три тысячи лет назад стоял такой
«castellaro»), а более поздние поколения осваивали болотистые местности
в долине, поблизости от дорог.
Священным деревом у венетов считалась липа, вокруг которой собирался
совет старейшин поселения. Почиталась ими и лошадь (например, в местечке
Альтино (Altino) были обнаружены ритуальные захоронения лошадей), и
повсеместно венеты считались непревзойденными заводчиками великолепных
скакунов. Даже в языческие времена им была свойственна глубочайшая религиозность:
своих умерших они сжигали на погребальных кострах, сложенных из ароматических
пород дерева, а прах собирали в урны из терракоты или бронзы, которые
захоранивали в каменных ящиках-саркофагах; кроме того, они поклонялись
различным божествам, капища которых располагались в священных лесах.
Самой известной их богиней была Рейтия (Rejtija), центром культа которой
являлось местечко Лаголе ди Пьеве ди Кадоре (Lagole di Pieve di Cadore),
но ее присутствием отмечены также и такие значительные города как Виченца,
Падуя, Эсте, Тревизо, Монтебеллуно и другие. Помимо этой богини до нас
дошло и еще два имени венетских богов: трехголового бога Тримузията
(Trimuzijat) и бога термальных вод Апонуса (Aponus), имя которого означает
«снимающий боль» – почитавшегося в местечке Абано (Abano).
С появлением христианства венеты стали пылко поклоняться Богоматери,
свидетельством чему служат многочисленные посвященные ей церкви, церквушки
и часовни. В сущности, в Венето образ Богоматери заменил собою образ
богини Рейтии, еще раз подтвердив тот факт, что венеты высоко почитали
женщину.
Древние венеты были храбрыми и внушающими страх путешественниками
и купцами (на Севере они добрались до Балтийского моря, а на Юге – до
Этрурии и даже еще южнее), даровитыми ремесленниками и доблестными воинами.
Они остановили нашествие кельтов как на северных, так и на восточных
своих границах, и мирно сосуществовали с кельтами, обитавшими между
Вероной и Бергамо.
Начиная с VI века до н.э. у венетов распространилась письменность: это
был венетский язык, по древности – «погодок» этрусского. Язык этот распространился
по всей области Венето вплоть до Карнии. В Национальном музее города
Эсте хранятся чудесные бронзовые таблички, свидетельствующие о том,
что при храме в Эсте существовала школа письма. Огромное количество
подобных табличек из бронзы, камня, а также – сосуды с надписями на
венетском наречии хранится и в музеях Падуи, Виченцы, Тревизо, Пьеве
ди Кадоре и других городах.
В I веке до н.э. поселение, ставшее затем Венецией, представляло собой
однородную и во всех смыслах очень активную нацию (насчитывавшую около
500.000 человек), столь богатую, что она считалась третьим городом Римской
Империи по количеству всадников (там насчитывалось 500 аристократов).
Венеты были исключительно искусны в гидравлической инженерии – именно
они создали знаменитый «graticolato» (ошибочно называемый римским, который
в действительности имеет венетские корни) – удивительно точно рассчитанную
«решетку» из улиц и каналов, расположенную на севере Падуи, а также
– многочисленные дороги, которые в римскую эпоху были переделаны и переименованы.
Если же говорить о знаменитостях, подаренных миру племенем венетов и
оставшихся в исторической памяти, на ум сразу приходят писатели Тит
Ливий (уроженец Падуи), Катулл (веронец) и Вергилий (мантуанец). Тит
Ливий даже начинает свое мощное десятитомное творение по истории Рима
с мифа о возникновении народности венетов и с появления Антенора – их
вождя.
Насколько нам известно, до возникновения Римской Империи, а также во
время ее существования венеты были народностью со вполне определенными
физическими, лингвистическими и организационными особенностями. У них
должна была существовать некая политическая организация (хотя исторических
данных об этом не сохранилось), учитывая, что историки утверждают, что
в случае необходимости венеты способны были собрать армию в 120.000
солдат. Венеты – извечные враги кельтов – видели в римлянах союзников
и не раз оказывали помощь Риму в отражении кельтских набегов.
В 395 году до н.э. и в 225 г. до н.э. они послали на помощь Риму около
20.000 пехотинцев и всадников. Этот союз венетов с римлянами привел
к тому, что в период между I и II вв. до н.э., в отличие от других народностей,
которые были завоеваны римлянами «огнем и мечом», венеты добровольно
вошли в состав Римской Империи и приобрели статус провинции «Venethia
et Histria».
Многие венеты заседали в римском Сенате и занимали высшие посты в Римской
Империи. Например, Тацит вспоминает, что некий Пето Тразеа (Peto Trasea)
– падуанец, живший в I в. н.э. – всеми римлянами считался последним
великим сенатором республиканского Рима, благодаря честности и храбрости,
проявленным им при защите Республики, когда Империя неудержимо катилась
к диктатуре. Он был приговорен Нероном к смерти за то, что смело обличил
суд императора и его неограниченную власть, вкупе с развратными обычаями
Рима и полным его моральным разложением.
Во время гражданских войн, шедших в Империи в I веке н.э., венеты поддержали
побежденную в итоге фракцию, и это привело к тому, что область была
занята имперскими войсками (которые венеты вынуждены были содержать),
были устранены все имевшиеся привилегии и введены высочайшие налоги.
В 476 году н.э. Римская Империя пала и равнина Венето – не защищенная
более сильной армией – стала подвергаться нашествиям и разграблению
со стороны варварских отрядов (готов, лонгобардов, франков), шедших
с Востока к Галлии. Они вторгались и беспорядочно расселялись на Паданской
равнине. Иногда какие-то племена прочно оседали на определенной территории
и тогда они заменяли все римские управленческие структуры на свои собственные,
основанные исключительно на практической выгоде и власти герцогов и
кондотьеров, а не на записанных законах, как это было в Римской Империи.
Эти варвары оказали влияние и на язык венетов, впрочем – лишь на уровне
лексики, не затронув его морфологии.
На протяжении Средних веков венеты оставались народностью, разделенной
между различными феодами (графствами, герцогствами и т.д.), принадлежавшими
либо военачальникам, либо чужестранным аристократам – доверенным лицам
германских императоров. Из этих двух категорий властителей позднее образовалась
«наземная» знать деспотических Синьорий Венето. Там же, где простиралась
лагуна, сформировалась другая – более республиканская и демократическая
– венетская община, из которой «выросла» и другая аристократия – здесь
высшие слои общества составляли исключительно венетские купцы.
Зарождение
Венецианского Государства
Город Венеция (ставший затем столицей венетов) зародился после окончания
римской эпохи и вне зависимости от «переделки» (как территориальной,
так и культурно-политической) Европы, произведенной германскими народностями.
Восточная Европа и Средиземноморье остались под влиянием Византийской
Империи. В VII веке на побережье Средиземного моря господствовали сначала
арабы, а затем – турки. Именно против этих завоевателей Венеция и будет
веками бороться на море.
Медленное зарождение и развитие Венеции относится к периоду варварских
нашествий. Дабы защититься от разрушительной силы набегов, венеты –
от Фриули о Венето – начали возводить укрепленные города, либо же уходили
в горы или скрывались на островах лагуны. Именно эти последние и стали
«отцами-основателями» Венеции, спасшимися, благодаря своей любви к свободе.
Именно на островах лагуны Венеция разрослась, начала процветать и приобрела
могущество. Со временем – благодаря силе своего оружия – она вышла из
под власти Восточной империи. Затем она вышла за пределы лагуны, вернулась
на равнину и объединила под своей властью всю область Венето, упразднив
старинные чужеземные Синьории.
Именно в этом – в географическом объединении (пусть и не абсолютном)
венетских провинций – и состоит историческая заслуга Венеции.
Через 1000 лет после образования римской провинции «Venethia et Histria»
Венеция сумела объединить земли венетов в новую «Venethia» - Венецианскую
Республику.
При завершении этого процесса объединения (завершившегося в первой половине
XV века) Венеция приобрела статус государства и сильнейшей морской державы
с совершенно независимой цивилизацией, включавшей в себя экономическое
благосостояние, свободу, собственные культуру и правительственные учреждения,
по уровню развития значительно превосходившие средний европейский уровень
того времени. Под властью Венеции венеты наконец-то обрели мир, покой
и согласие. Закончились распри между феодалами-варварами, боровшимися
за господство. С 1400 по 1797 гг. продлилась история единого, независимого,
просвещенного государства, которому поклонялся и завидовал весь современный
ему мир.
В 1500 году Венеция являет собой одно из самых могущественных и внушающих
страх государств Европы, империю (в которой нет рабов и не царит насилие),
простирающуюся от Адды до Истрии и от По до Кадоры – в Италии, а также
имеющую колонии по всему Средиземноморью: множество территорий, островов
и портов от Истрии до Греции и Кипра. Были венецианские колонии и на
побережье Черного моря. Это государство, базирующееся на высочайшем
уровне цивилизации и свободы. В связи с этим стоит вспомнить Ренцо из
романа Мандзони «Обрученные» (действие которого происходит в XVII веке),
переходящего реку Адда, чтобы избавиться от нищеты и несправедливостей
герцогства Миланского, придя на мирную и процветающую «Землю святого
Марка».
Чтобы представить во всей полноте могущество венецианского государства,
стоит вспомнить три важнейших события из его истории (хотя можно было
бы привести здесь сотни самых невероятных, но тем не менее исторически
подтвержденных фактов):
- 1509 – 1517 гг. – война против Камбрийской Лиги (коалиции всех самых
сильных европейских государств: Австрийской империи, Франции, Испании,
Венгрии, герцогств Милана, Савойи, Мантуи и Феррары), инициированная
Папством, из которой Венеция (приложив к тому нечеловеческие финансовые
и дипломатические усилия) вышла с победой, вскорости восстановив почти
все свои изначальные границы;
- 7 октября 1571 года – битва при Лепанто, в которой флот Испании, Франции,
Австрии, Папского государства и Венеции (ей принадлежали 110 галер из
210, среди которых было и 6 новых судов, вооруженных по последнему слову
тогдашней техники) набросился на турецкую флотилию, угрожавшую Европе,
и разгромил ее. Именно эти шесть новых галер – настоящие морские крепости
– и решили исход битвы: в первые же минуты битвы они выстроились перед
кораблями европейского флота и нанесли непоправимый урон турецким судам;
- конец XVII века – война в Кандии на Крите: 30 лет кошмарной осады,
которую Венеция выдержала в одиночку против сильнейшей турецкой армии;
это была первая в истории «траншейная» война, в которой противники выкапывали
подземные галереи под линиями врага и закладывали в них мины. Эта война
закончилась поражением Венеции.
Уничтожение Венецианского Государства Наполеоном
С перемещением торговых путей по направлению к портам Атлантики, из-за
кровавых и опустошительных для казны войн, которые – часто в одиночку
– Венеция вела с турками, а также – из-за измельчения потомков древних
и внушавших страх венецианских путешественников и купцов, в XVIII веке
ослабленное Венецианское государство вынуждено было сохранять нейтралитет
в вооруженных конфликтах между европейскими государствами. Привело это
к тому, что Венеция (не без «помощи» венецианских и итальянских якобинцев)
позорно сдалась войскам Наполеона, была оккупирована и разграблена французскими
мародерами.
Французское войско, совершенно проигнорировав все соглашения, заключенные
между Наполеоном и сенатом Венеции, разграбило всю область Венето, конфисковало
всю казну Государственного Казначейства, захватило тысячи бесценных
произведений искусства, древнейшие манускрипты и первые печатные книги,
разрушило и осквернило церкви, монастыри и дворцы, унося золото и серебро.
С церквей и колоколен французы сняли даже покрытия из меди и свинца.
В арсенале ими были уничтожены 300 военных кораблей. Все суда торгового
флота были конфискованы и отправлены во Францию. Чудесный последний
Буцентавр – истинное произведение искусства – сожгли, чтобы получить
золото от его обшивки и украшений. На население были взвалены непосильные
налоги (составлявшие почти 700% процентов (!) от уже имевшихся), из-за
чего многие владельцы великолепных дворцов вынуждены были снести свои
жилища, поскольку не могли оплачивать их; экономика Венеции была разрушена
до основания. На чисто «символическом» уровне французы позаботились
о том, чтобы стереть с лица земли всякое упоминание о Венецианском Государстве:
на всей территории несчастной Республики были уничтожены тысячи каменных
львов (колонны, которые и по сей день стоят во многих городах Венето,
когда-то являлись постаментами для этих каменных хищников, которые иногда
были еще и позолоченными). Наполеон ввел для венецианцев обязательную
воинскую повинность, чтобы закрыть бреши в своей армии, пробитые его
безумными предприятиями. Двадцать тысяч венецианских юношей было угнано
им на войну с Россией, и они никогда больше не вернулись на родные берега
(всего из 600.000 солдат, насильно рекрутированных Наполеоном по всей
Европе, в живых осталось лишь 25.000).
Через несколько лет Венеция перешла под власть Австрии, что привело
к минимальному, но все же подъему ее экономики. Впрочем, после налета
наполеоновских орд Венето уже было непоправимо разрушено и доведено
до нищеты.
События 1848 года и вторая Венецианская Республика
Столь воспетые в итальянских книгах по истории события 1848 года (напомним,
что речь идет о Рисорджименто) в Венето в действительности являли собой
примеры полной несостоятельности савойских войск, и лишь свойственная
итальянцам патриотическая риторика смогла превратить действия кучки
экзальтированных про-савойски настроенных масонов, мечтавших увидеть
Венето под пятой Савойской династии, в миф о Рисорджименто. Народу же
было совершенно безразлично – кто будет очередным правителем, поскольку
ясно было одно – кто бы ни пришел к власти, именно народу пришлось бы
оплачивать все расходы на войну по захвату этой самой власти.
Манин – последний дож Венеции и «автор» возрожденной Венецианской Республики
– не смог подвигнуть венецианцев на какие-либо действия, пока кричал
в толпу: «Да здравствует Италия!». Народ поднялся лишь тогда, когда
он воскликнул: «Да здравствует Сан-Марко, да здравствует Венеция!».
И независимость Венецианской Республики продержалась гораздо дольше,
чем в других итальянских городах (с 23 марта 1848 года по 27 августа
1849 года).
Присоединение Венето к Италии и его последствия
Опять же итальянской риторике мы обязаны фигурой «героя двух миров и
объединения Италии» - Гарибальди. Он был настолько «героем», что Итальянское
Королевство «наградило» его за «заслуги» изгнанием на практически необитаемый,
неплодородный остров Капрера. К слову, знаменитые длинные волосы Гарибальди
– не что иное, как попытка спрятать отрезанное ухо (обычная для того
времени кара для работорговцев в Южной Америке), а о «подвигах» его
армии в Италии прекрасно рассказано у Пиранделло – в новелле «Младший
сын». Добавить к этому просто нечего...
Но вернемся к истории Венеции. Присоединение Венето к Италии было очередным
триумфом лжи и человеческой низости. Ему предшествовали бесславные поражения
«от рук» австро-венетов (в действительности же австрийский флот был
венето-венецианским), понесенные Итальянским Королевством при Кустозе
(24 июня 1866 г.) и в морском сражении при Лиссе (15 августа 1866 г.);
поражения эти были обусловлены полной несостоятельностью итальянских
адмиралов (австрийцы по этому поводу даже создали пословицу: «железные
мужи на деревянных кораблях победили деревянных мужей на железных кораблях»).
За этими поражениями, «приправленными» объединительным плебисцитом,
последовала аннексия. В действительности же побежденная Пруссией Австрия
– согласно подписанным пактам о сдаче – должна была передать Венето
Италии (бывшей союзницей Пруссии), но перед этим (желая нанести еще
один удар по самолюбию итальянцев) не сочла нужным даже провести переговоры
с Италией и передала Венето Франции, потребовав от нее проведения плебисцита,
который и должен был решить судьбу региона. Италия же – презрев все
международные соглашения и с согласия Франции – вторглась в Венето 10
июля, через два дня после ухода из него австрийцев. Были назначены новые
префекты, избраны поверенные комиссары для проведения плебисцита и развернута
его широкая «рекламная кампания». Население было препровождено на голосование
«при помощи» армии, само же «свободное выражение воли народа» оказалось
еще одним фарсом: были введены раздельные урны и модули разного цвета
для положительного и отрицательного ответов, проводилась регистрация
всех, проголосовавших отрицательно и т.д. Исход плебисцита был просто
ошеломляющим: 641.758 человек проголосовали «за» и 69 – «против»! Неудивительно,
что недавно правительство Венето выделило 57 тысяч евро на то, чтобы
«проверить и пересмотреть» результаты этого замечательного события давно
минувших лет.
Однако, все документальные свидетельства этих позорных событий были
старательно вычеркнуты из государственных и коммунальных архивов. Единственным
уцелевшим доказательством является книга, им посвященная, написанная
итальянским генералом – графом Дженова Таоном (Genova Thaon), который
зафиксировал в ней все итальянские поражения и события, сопутствовавшие
фарсовой «передаче» Венето Савойскому королевству.
Период
большой эмиграции
Италия (хотя, наверное, лучше было бы сказать – Савойский правящий дом)
настолько влезла в долги, что была на грани банкротства (вспомним, например,
во сколько обошлись стране два стальных крейсера – первых в Средиземноморье
– потопленных австро-венецианским флотом при Лиссе).
Первым административным актом Итальянского Королевства после аннексии
Венето в 1866 году было предписание коммунам Венето оплатить все военные
расходы. И коммуны – и так уже обнищавшие под австрийским гнетом – вынуждены
были распродать так называемые «коммунальные земли» - участки, веками
обрабатывавшиеся самыми бедными гражданами и позволявшие им поддерживать
сносный образ жизни.
С приходом новой власти – кучки латифундистов (в большинстве своем –
не коренных венецианцев) – большая часть населения была изгнана с земель
и стала всего лишь рабочей силой для этих немногих богачей, жившей в
такой нищете, что вспыхнуло несколько крестьянских восстаний, потопленных
в крови. Венето – теперь уже под властью Италии – вступило в невиданно
глубокий кризис.
Чтобы не умереть с голоду, уже через 20 лет после аннексии Венето многие
жители области вынуждены были эмигрировать. По статистике, число эмигрантов
в целом по Италии составляло 7% населения, в Венето же оно достигало
25%. За 24 года (с 1876 по 1900 гг.) из Венето эмигрировало 1.385.000
человек.
Первая
Мировая война
Первая Мировая война большей частью велась именно на территории Венето:
от вичентинских холмов до Фриули были уничтожены люди, дома, животные
и поля. Были стерты с лица земли целые города вместе с их культурным
наследием, сельское хозяйство на годы выведено из строя, сотни тысяч
людей остались без крова. И это – не говоря о тех молодых солдатах (совершенно
не подготовленных ни к каким военным действиям), пригнанных сюда со
всей Италии, которых – предварительно напоив – бросали в качестве пушечного
мяса против вражеских пулеметов с жандармами за спиной, которые отрезали
им пути к отступлению, стреляя в тех, кто пытался остановиться; о и
расстрелах каждого десятого своими же собратьями по оружию и несчастью,
проводившимися с целью усмирить восстания, вспыхивавшие в военных частях.
С итальянской стороны в этой войне погибло 600.000 тысяч человек, 400
тысяч из которых – венеты. Более миллиона было ранено и осталось инвалидами.
Это была еще одна дань, заплаченная венетами Италии. И все же, несмотря
на все потери, они сумели снова возродиться, своими силами восстановив
свои дома и города, как обычно – с минимальной помощью государства.
Вторая Мировая война
Во время Второй Мировой войны, как и 140 лет назад, во время наполеоновской
кампании, тысячи венетов (в основном из них состояли знаменитые отряды
«альпийских стрелков») снова были посланы в Россию на верную смерть.
В Италии до сих пор не слишком любят вспоминать и 8 сентября 1944 года:
день, когда вся итальянская верхушка в лице королей, иерархов и генералов
бежала из Рима, оставив без указаний и помощи тысячи итальянских солдат
по всему Средиземноморью, оказавшихся один на один с нацистами, разъяренными
этим предательством, которые безжалостно расстреливали недавних союзников
или же депортировали их в Германию.
После войны союзники подписали в Озимо позорный пакт, согласно которому
Истрия и Далмация (земли, исторически принадлежавшие Венеции) переходили
к коммунистической Югославии Тито. Этот переход повлек за собой истребление
250.000 венетов, веками живших на этих землях.
Более 20.000 венетов и итальянцев из других областей (исключительно
гражданского населения) были казнены и сброшены в «фойбы» (естественные
пещеры вблизи горы Карсо) югославскими коммунистами, действовавшими
под предлогом уничтожения «фашистов», которое в действительности было
самой настоящей этнической чисткой. Людей подвозили к фойбам, связывали
проволокой по десять в ряд и стреляли в голову первому в ряду, который
– падая в фойбу – увлекал за собой всех остальных. Чтобы заглушить крики
и стоны, доносившиеся из фойб, в них бросали гранаты.
Еще 250.000 мирных жителей в ужасе бежали, оставив свои дома и все имущество,
и рассеялись по всему миру. Кто-то из них до сих пор надеется на возможность
возвращения на родину или хотя бы компенсацию от государства.
И все же – несмотря на все трагические события истории, войны, «дележи»
венецианских территорий, их разграбление и попытки уничтожения самой
венецианской цивилизации, венеты сумели снова возродиться, сохранив
в относительной (учитывая все вышесказанное) неприкосновенности свои
тысячелетние историю и культуру, базировавшиеся на извечных ценностях:
упорном труде, верности своей семье, земле и данному слову, уважению
ближнего своего и общественного блага.
© Светлана Блейзизен