(Sinagoga e Museo Ebraico)

Флорентийская синагога

Несмотря на то, что я родилась в России, в совершенно русской семье, и с детства брежу Италией, во мне очень сильно "звучит" кровь моих предков-евреев, поэтому во всех итальянских городах, где мне удалось побывать, я всегда ищу синагогу.
В Италии всегда были еврейские общины, поэтому здесь во многих местах можно встретить очень красивые синагоги. Флоренция - не исключение.

Внутренний вид синагогиЕсли вы хотите здесь пофотографировать, то "оставь надежду, всяк сюда входящий". Как писал Изрейел Зангвилл, "евреи - пугливый народ. Девятнадцать веков христианской любви расстроили их нервы". При входе (который по степени безопасности может дать фору любому посольству) вас попросят оставить в камере хранения практически все: фотоаппарат, видеокамеру, ключи, сотовые телефоны и т.д. В принципе, можно взять с собой только деньги (очень советую; если уж вы оказались в синагоге, значит, вам небезразлична еврейская культура, а в крошечном сувенирном магазинчике при синагоге можно "откопать" что-нибудь интересное, начиная от открыток, мезуз из Иерусалима, очень красивых акварелей и CD с различной еврейской музыкой, до шикарных шахмат из муранского стекла, все фигуры которых представляют собой разных персонажей-хасидов. Правда, все безумно дорого.). Так что придется удовольствоваться лишь воспоминаниями. Меня очень впечатлил и растрогал дворик, на левой стене которого висят доски с именами флорентийских евреев, погибших в Первой и Второй Мировой Войне: кто-то погиб, "защищая Республику", а кто-то сгинул в печах Освенцима... И вечный итальянский парафраз в конце: "Такое никогда не должно повториться". Хотелось бы надеяться...

Еврейская община во Флоренции появилась относительно поздно - первые упоминания о стабильном еврейском поселении появляются лишь в XV веке. Жизнь и деятельность флорентийской общины богато документированы в главах кодексов XV века, которые устанавливали правила заемов, права и обязанности евреев-ростовщиков, их семей, компаньонов и наемных работников. Евреи участвовали и во многих коммерческих делах города, особенно - в производстве и продаже тканей, кроме того среди евреев было много талантливых и пользовавшихся большим уважением врачей. Флоренция - колыбель Гуманизма и Возрождения - была помимо всего прочего и важным центром , где работали еврейские ученые, оказавшие большое влияние на такие личности как Марсилио Фичино - одного из главных представителей флорентийского Неоплатонизма, Анджело Полициано и Джованни Пико делла Мирандола.Серебряные украшения для свитков Торы
Однако 3 октября 1570 года Козимо де' Медичи запретил еврейской общине заниматься искусством и обязал ее жить в специально отведенном квартале. Собственно, он создал гетто. Этот квартал был в самом центре города, неподалеку от площади Duomo, и жили в нем в основном семьи аристократов, правда, находившиеся в упадке. Великий герцог купил все права на этот квартал и поручил работы по его перестройке Бернардо Буонталенти.
Как писал Р. Сальвадори, " гетто представляло собой клубок узких, извилистых переулков, которые "выливались" в две площади, соединенные друг с другом аркой: одна площадь называлась Площадью источника (Piazza della Fonte) и была центром так называемого "Старого Гетто" ("Ghetto Vecchio"), другая - площадь Братства (Piazza della Fraternita') являлась центром "Нового Гетто" ("Ghetto Nuovo"), (названного так из-за расширения площади гетто, которое произошло в 1704 году)".

А вот что пишет С. Серви о жизни в гетто: "Внутри гетто у евреев была своя религиозная, социальная и культурная жизнь: у них было две синагоги - одна с итальянскими, другая - с сефардскими (то есть - восточными) традициями, школы, кашерная мясная лавка и пекарня, ритуальная купальня и многочисленные организации по оказанию помощи и благотворительности.
Евреи избирали Совет из 18 членов, из которых по очереди выдвигались трое так называемых "Massari", которые представляли собой высшую власть в Общине.
Для решения всех вопросов, касающихся законов, контрактов, споров, браков и разводов, существовал суд раввинов и все его решения были законом для гражданских властей. Даже в отношении уголовных преступлений (за исключением тех, которые влекли за собой смертную казнь) евреи обладали особым статусом: они не попадали под власть обычных судей, все разбирательства происходили исключительно в "Суде Восьми Надзора и Власти" - высшей магистратуре Республики".Серебряные вазы для цветов из Храма
С создания гетто во Флоренции (как и во многих других городах Италии) начался долгий период притеснения евреев. Лишь в XVIII веке с приходом к власти дома Лоренов начался процесс улучшения условий жизни евреев в Тоскане, и постепенно все запреты, установленные в прошлом, были уничтожены.
В 1848 году гетто было открыто (то есть фактически уничтожено), но многие евреи продолжали по традиции жить именно там.
XIX век оказался веком важных перестроек города, обусловленных еще и перемещением столицы Итальянского Королевства во Флоренцию, и, разумеется, одной из зон, наиболее "пострадавших" в этих судорожных перестройках, было именно гетто, все население которого было эвакуировано в 1885 году, а Площадь Старого Рынка (Piazza del Mercato Vecchio) была расширена до современных размеров и переименована в Площадь Республики (Piazza della Repubblica).
Евреи остались без храма, поэтому уже с конца 1847 года флорентийская Община Израэлитов начала обсуждать вопрос о необходимости создания синагоги. Но лишь в 1870 году вопрос этот был решен, и в ноябре этого года для проектировки синагоги были приглашены архитекторы Фальчини, Тревес и Микели.

Храм в том виде, в каком мы его видим сейчас, - это результат смешения мавританского, романского и византийского стилей. Его трехсторонний фасад покрыт пластинами из белого и розового камня. Центральная часть увенчана широкой аркой, украшенной резьбой, которая поддерживает Скрижали Закона. В синагоге три входа-арки, выполненных в мавританском стиле; на втором этаже - три окна, разделенных колонками, все в том же мавританском стиле, третий же этаж украшает трехарочное окно, увенчанное розаном.
Внутреннее помещение для молитвы почти квадратной формы и богато украшено в мавританском стиле (он преобладает в архитекруте и декоре, потому как эта синагога - сефардская). Все великолепное (хотя и несколько мрачное) внутреннее убранство Храма , вызывавшее с самого его открытия всеобщее восхищение, выполнено Джованни Панти.

В настоящее время Еврейская Община Флоренции насчитывает около 1000 человек и имеет собственный детский сад, молодежные организации, Центр еврейской Культуры, пансионат для пожилых одиноких людей и местные секции Bene' Berith и ADEI-WIZO. Серебряные украшения для свитков Торы

Музей Еврейского Искусства и Истории "родился" в 1981 году по инициативе "Друзей Еврейского Музея Флоренции". Собственно, Музей - это громко сказано (да простят меня флорентийцы с их самыми добрыми намерениями!). Вся экспозиция представляет собой крошечную комнатку на втором этаже синагоги, в которой на нескольких стендах можно кратенько прочитать историю еврейской Общины Флоренции и посмотреть на несколько фотографий Гетто. Начинается эта "экскурсия в прошлое" с репродукции карты Буонсиньори и продолжается различными образами "Старого Гетто", часть которого представлена даже деревянной моделью.
Интересны и некоторые библиографические экспонаты, а также - ритуальные принадлежности, образцы тканей и предметы быта, иллюстрирующие обычаи и уклад жизни флорентийской Общины. Очень трогательны два свитка Торы, поврежденные во время наводнения 1966 года. По еврейской традиции, поврежденную Тору должны были похоронить (совсем как человека), но Община решила передать ее в Музей, где теперь и можно на нее посмотреть.Храмовые принадлежности

Есть во Флоренции и Монументальное Еврейское кладбище, которое было основано в 1777 году за Воротами Сан Фредьяно (Porta San Frediano) и было действующим вплоть до 1870 года. Это очень красивое и впечатляющее место, "уголок потаенный, неизвестный даже большинству флорентийцев", который еще и сегодня сохраняет внутри своих стен некоторые великолепные памятники XIX века. Кладбище открыто для посетителей каждое первое воскресенье месяца, группы же иногда могут войти и в другие дни, правда, - исключительно по предварительному согласованию с администрацией.

Еврейская община Флоренции
(Comunità Ebraica di Firenze)
Via Farini, 4
50121 Firenze
Tel.: 055.245252
Fax: 055.241811
E-mail: comorf@fol.it



© Светлана Блейзизен


Карта сайта


© 2004-2017
© Idea by Svetlana Bleyzizen
Все права защищены.
Любое воспроизведение данного материала в целом либо его части запрещается
без согласия администрации сайта "Italia Mia".

 
© Design by Galina Rossi