Базилика
San Miniato al Monte расположена в одном из самых высоких мест Флоренции
и являет собой один из лучших образцов романского стиля не только в
Тоскане, но и в Италии.
Она носит имя святого Миньята, история которого (вместе с историей основания
церкви) описана Джованни Виллани в "Новой хронике или истории Флоренции":
"Известно,
что император Деций находился здесь в первый год своего правления, в
270 году, пребывая во Флоренции, как в имперском городе, в свое удовольствие.
Деций жестоко преследовал христиан, где ни встречал их, и тут он узнал,
что недалеко от Флоренции, в лесу Арисботто, со своими учениками и сподвижниками
обитает блаженный отшельник Миньят. Теперь в этом пригороде церковь
его имени. Святой Миньят был первородным сыном царя Армении, но ради
Христовой веры и покаянной жизни он оставил свое царство, удалился из
тех мест, переехал через море и пришел в Рим за отпущением. Потом он
скрылся в чаще леса, который в ту пору был диким и пустынным, ибо Флоренция
простиралась только до Арно и на ту сторону вел всего один мост. Но
он был совсем не в том месте, где нынешние мосты, а, как рассказывают,
этот старинный мост фьезоланцев вел из Джироне в Кандегги и по нему
проходила древняя дорога из Рима непосредственно во Фьезоле, в Ломбардию
и за горы.
Как
сообщает история, император Деций велел схватить блаженного Миньята,
и, поскольку тот был царским сыном, он предложил ему богатые дары и
почести, лишь бы он отрекся от Христа. Но святой, непоколебимый в своей
вере, отверг подарки и претерпел всевозможные мучения. В конце концов
Деций приказал отсечь ему голову в том месте, где сейчас церковь святой
Кандиды у креста Горго, там пострадали за веру многие ревностные христиане.
Блаженный Миньят чудесным образом восстал и собственными руками приложил
отрубленную голову к своему телу. Затем он перешел через Арно, поднялся
на холм, где стоит теперь его церковь, а тогда находилась небольшая
часовня блаженного апостола Петра, рядом с которой похоронили многих
Святых мучеников. Здесь святой Миньят препоручил Богу свою душу, а тело
его было тайно погребено христианами в том же месте. С тех пор как флорентийцы
стали христианами, они свято чтили заслуги блаженного Миньята и построили
тут небольшую церковь, чтобы ему поклоняться. Грандиозная же мраморная
церковь, которая высится там в наши дни, была, как можно установить,
воздвигнута стараниями преподобного отца мессера Алибранда, епископа
и гражданина Флоренции в 1013 году. Она была заложена 26 апреля по распоряжению
святого благочестивого императора Генриха II Баварского, правившего
в то время, и его жены, святой императрицы Кунигунды, которые одарили
эту церковь для помина их душ богатыми владениями во Флоренции и в контадо.
Они также приказали восстановить и перестроить ее в мраморе, в ее теперешнем
виде, и перенести останки святого Миньята в алтарь, под церковные своды,
что и было с большой торжественностью исполнено флорентийским епископом
и духовенством в присутствии множества флорентийцев обоего пола. Позднее
строительство было завершено за счет коммуны, на берегу был сделан каменный
спуск, а отвечали за эту работу консулы цеха Калимала, хранители церкви
святого Миньята."
Внутренний
комплекс церкви San Miniato al Monte разделен на три яруса: нижний,
средний и верхний, которые четко отделены друг от друга двумя антаблементами
из песчаника, проходящими вдоль главного фасада.
До
проведения реставрационных работ в ХХ веке интерьер церкви был расписан
Фабио Борботтони (Fabio Borbottoni; 1820-1902).
Можно заметить, что характерной деталью нижнего яруса фасада (начатого,
по всей вероятности, в XI веке) являются пять арок, покоящихся на колоннах
из зеленого серпентина с коринфскими основаниями и капителями из белого
мрамора - явная отсылка к раннехристианским базиликам с пятью нефами;
поскольку в San Miniato всего три нефа, арки с колоннами служат для
сокрытия трех внутренних нефов церкви.
Второй
- средний - ярус сильно отличается от нижнего, он четко "обрисовывает"
геометрию церкви: два симметричных боковых нефа, которые дают посетителю
почувствовать наличие трех нефов. Два симметричных фронтона боковых
нефов покрыты двухцветным узором из белого мрамора и зеленого серпентина
из Прато, который при помощи геометрических форм воссоздает римский
стиль "opus reticulatum" - сетчатой кладки.
Отличительная деталь центральной части второго яруса - тетрастильный
портик с четырьмя колоннами, которые делят ее на три части.
В центре портика располагается ниша - окно между двух колонн, покоящихся
на головах мраморных львов, поверх них располагается фронтон, в центре
которого можно полюбоваться великолепной инкрустацией, изображающей
вазу с двумя голубками по бокам.
Последний ярус представляет собой фронтон, повторяющий стиль первого
яруса с чередой из девяти бело-зеленых арок, на вершине которых находятся
крест и канделябры.
Создание верхнего яруса восходит примерно к XII веку. Работы в этой
части церкви финансировал "Arte di Calimala" ("Цех Калимала",
то есть гильдия торговцев шерстью), бывшая хранителем храма в 1288 году.
В память об этом нам остался медный орел - символ гильдии - увенчивающий
фасад.
В 1260 году была выполнена великолепная мозаика, изображающая Христа,
сидящего
между Богоматерью и святым Миньятом.
Заслуживает внимания связь церкви святого Миньята с римским искусством
первых языческих храмов: как и в римской архитектуре, первый ярус составлен
из арок, поддерживающих портик (который представляет собой храм), то
есть церковь San Miniato al Monte "перекликается" с Храмом
Юпитера в Террачине. Кроме того двухцветный интерьер San Miniato будет
"передаваться по наследству" флорентийским скульпторам, среди
которых был и Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi), которому церковь
San Miniato и Баптистерий Святого Иоанна будут служить примерами для
всего творчества.
В 1523 году Баччо Д'Аньоло была поручена реконструкция колокольни, рухнувшей
в 1499 году во время реставрационных работ. Работы по восстановлению
колокольни продлились вплоть до 1527 года, когда их пришлось прервать
из-за подготовки к защите города, провозгласившего себя республикой.
Во время Осады Флоренции, в 1530 году, храм святого Миньята был использован
в качестве позиции для артилерии; Микеланджело спланировал его защиту
от вражеского огня, покрыв здание матрасами. Работы по реконструкции
были возобновлены лишь после окончания военных действий и новая колокольня
выросла в 1535 году. В течение последующих веков колокольня не раз была
в центре различных событий, из-за которых она все больше приходила в
упадок. В начале ХХ века она оказалась в совершенно критическом состоянии,
но, к счастью, в 1908 году были начаты работы по ее реконструкции, продлившиеся
до 1929 года.
Внутренний
интерьер церкви (измененный вскоре после постройки храма) также необычен.
Его доминирующим элементом являются высокие хоры, возвышающиеся над
большой криптой. Великолепный мозаичный пол с геометрическим узором,
знаками зодиака и символическими животными, созданный в 1207 году, ведет
посетителя в самое сердце нефа, где расположена Капелла Распятия (созданная
архитектором Микелоццо в 1448 году), в которой изначально хранилось
чудотворное Распятие (теперь оно находится в церкви Santa Trinità);
ее украшают панели, приписываемые Аньоло Гадди (Agnolo Gaddi); терракотовые
же декорации потолка выполнены Лукой Делла Роббья (Luca della Robbia).
Над криптой - самой древней частью церкви - возвышается главный алтарь,
в котором, по преданию, хранятся мощи Святого Миньята (предание это
живо, несмотря на то, что существуют доказательства их переноса в Мец
еще до строительства церкви). Крипта имеет ту же длину, что и алтарная
часть, войти в нее можно через пять арок, которые ведут к трем пролетам
лестницы, соответствующим нефам церкви, высота которых варьируется от
4 до 4,5 метров. Потолок имеет вид крестового свода, покоящегося на
тридцати восьми колоннах, которые - в свою очередь - делят крипту на
три центральных и четыре боковых нефа. Четыре левых нефа ассиметричны
благодаря своду, укрепленному в более поздний период кирпичными арками.
На этом своде сохранились фрески Таддео Гадди (Taddeo Gaddi), датируемые
1341 годом. Колонны и капители выполнены в разной технике и из разных
материалов (колонны из гладкого мрамора, из прозрачного камня, из обожженного
кирпича, колонны с каннелюрами); на капителях еще заметны следы позолоты,
нанесенной в 1342 году Таддео Гадди. Алтарь когда-то был окружен решетчатой
оградой, выполненной в 1338 году, которая отчасти сохранилась, и деревянными
хорами. Свет проходит в крипту через пять окон.
В зоне пресбитерия и хоров находится великолепная кафедра в римском
стиле, восходящая к 1207 году. Закомара абсиды украшена огромной мозаикой
(1297 г.), повторяющей сюжет мозаики фасада и, возможно, созданной тем
же автором, имя которого затерялось в веках. Возвышающееся над главным
алтарем Распятие приписывают Луке делла Роббья (Luca della Robbia).
Ризница, вход в которую располагается в левом нефе пресбитерия, расписана
большим циклом фресок (выполнены в 1387 году), посвященных житию святого
Бенедикта и принадлежащих кисти Спинелло Аретино (Spinello Aretino).
От расположенных по углам четырех колонн отходят ребра, образующие крестовый
свод. Стоит вспомнить, что до появления здесь в 1860-1861 гг. современного
окна с разноцветными стеклами, созданного Раффаэлло Пайером (Raffaello
Payer), в ризнице было чудесное готическое окно, уничтоженное в 1630
году. Комнатка с чашей для омовения рук была пристроена лишь в 1470
- 1472 гг. Деревянные шкафы, отреставрированные в начале ХХ века, являются
произведением мастера Моничатто (Moniciatto).
Около 1473 года в левом нефе была построена Капелла Кардинала Португальского
(называемая также Капеллой святого Иакова) в память о Кардинале Джакомо
Лузитанском (Cardinale Giacomo di Lusitania) - племяннике Короля Португалии,
занимавшим пост посла Португалии, который умер во Флоренции в 1459 году
в очень юном возрасте. Его капелла - единственная погребальная капелла
в церкви. Она была спроектирована Антонио Манетти (Antonio Manetti)
- последователем Филиппо Брунеллески - и закончена уже после его смерти
Джованни Росселлино (Giovanni Rossellino); надгробный памятник кардинала
- произведение Антонио (Antonio Rossellino) и Бернардо Росселлино (Bernardo
Rossellino), созданный ими в 1461 году; декорирована капелла Лукой делла
Роббья, создавшим здесь в 1461-1466 гг. два великолепных медальона -
"Святой Дух" и "Главные добродетели", а также -
Алессо Бальдовинетти (Alesso Baldovinetti), и Антонио (Antonio Pollaiuolo)
и Пьеро Поллайуоло (Piero Pollaiuolo).
АББАТСТВО
Рядом
с церковью располагается великолепный монастырь, упоминания о котором
встречаются с момента основания церкви, но лишь в 1426 году Цех Калимала
принял решение о перестройке здания. За этим решением последовала роспись
стен монастыря, выполненная в основном Паоло Уччелло. В 1454 году он
расписал новую трапезную и был ответственным за выполнение цикла фресок
на тему жития Святых Отцов в монастырском дворе. В дальнейшем эти великолепные
росписи были покрыты штукатуркой и снова увидели свет лишь в ХХ веке.
В 1295 году рядом с монастырским двором епископом Андреа де' Моцци (Аndrea
de' Mozzi) было начато строительство укрепленной резиденции епископа,
которое закончилось в 1320 году при епископе Антонио д'Орсо (Antonio
d'Orso). Это здание задумывалось как летняя епископская резиденция,
но в 1337 году его передали монастырю и оно использовалось сначала как
конюшня, а потом стало больницей.
На протяжении веков комплекс монастыря превращался то в крепость, то
в больницу и приют, но наконец, в 1924 году он снова стал монастырем
- его передали Ордену Бенедиктинцев-оливетанов и радикально перестроили.
Весь монастырский комплекс окружен мощными стенами, первый вариант которых
был спешно выстроен Микеланджело во время осады Флоренции, а затем перестроен
в 1553 году, при Козимо I, когда здесь была выстроена настоящая крепость.
Монахи и по сей день
производят знаменитые ликеры, травяные настои и мед, которые можно приобрести
в магазинчике рядом с церковью.
Кладбище
delle Porte Sante
В
одном из бастионов комплекса San Miniato располагается монументальное
кладбище Флоренции - cimitero delle Porte Sante (то есть "кладбище
Святых Врат").
Идея создания подобного некрополя появилась примерно в 1837 году, а
реализовалась в 1848-м. Изначально проект был доверен архитектору Никколо
Матасу (Niccolò Matas) - автору фасада базилики Santa Croce,
затем его творение расширили и в 1864 году Мариано Фальчини (Mariano
Falcini) занял под новый участок кладбища часть замка вокруг церкви,
относящуюся к XV веку. Одновременно с расширением кладбища прокладывались
и новые улицы (по проекту Подджи (Poggi)) и была создана монументальная
лестница, открывшая новую возможность подъема к церкви.
Это кладбище полно неоготическими скульптурами и капеллами, и здесь
нашли упокоение такие знаменитости итальянской культуры и истории как
Карло Коллоди (автор сказки о Пинноккьо), художники Пьетро Аннигони
и Оттоне Розаи, писатели Луиджи Уголини, Джованни Папини и Васко Пратолини,
скульптор Либеро Андреотти, статист Джованни Спадолини, кинопродюсер
Марио Чекки-Гори и его жена Валерия, а также - многие известные семейства,
например, Веспуччи и Сапиэа (эти последние известны тем, что помогали
учиться будущему тогда еще Папе Иоанну-Павлу II).
Источники:
1. Francesco
Guerrieri, Lucina Berti, Claudio Leonardi. La Basilica
di San Miniato al Monte a Firenze. Firenze, Cassa
di Risparmio di Firenze, 1998.
2. Джованни Виллани. Новая
хроника или история Флоренции. Москва, Наука,
1997.
©
Светлана Блейзизен