Фотоальбом
церкви Казаранелло
Церковь
Мадонны Распятия (Madonna della Croce) стоит в Казаранелло (Casaranello)
– районе Казарано, который получил свое название в Средневековье, в
то время, когда центр местечка стал называться Casaranum magnum (Большое
Казарано), а все остальное приобрело имя Casaranum parvum (Малое Казарано).
Такое двойное название упоминается уже в Анжуйских Регистрах (Registri
Angioini). Возведенное примерно в середине V века н.э. на фундаменте,
имеющем форму латинского креста, это маленькое здание украшено внутри
раннехристианскими мозаиками, которые по праву можно назвать жемчужиной
Саленто, благодаря их удивительному цветовому и фигурному ряду.
Это была заря христианства, несколько лет назад Эфесский Собор (431
год) провозгласил догму о божественности Материнства, так что церковь
Марии (или Мадонны) Распятия в Казаранелло стала одним из первых (если
не первым!) в западном мире свидетельств культа Theotokos (то есть -
Матери Божьей).
МОЗАИКИ
В
церкви до нас дошло лишь одно мозаичное изображение Девы Марии (вернее
- его фрагмент) - на восточной стене абсиды: нимб, составленный из красных
полос на светло-голубом фоне. Когда-то вся абсида и маленький, лишенный
опайона, купол пресбитерия были полностью покрыты мозаиками. Эти мозаики
сохранились лишь частично в зоне абсиды, но даже эти небольшие фрагменты
позволяют насладиться великолепными образами животных и растений, симметрично
вплетенных в геометрические узоры, разделенные многоцветными переплетающимися
гирляндами, расположенными на фоне, который состоит из многочисленных
цветных пластинок, находящих друг на друга в виде павлиньего хвоста
(павлин является символом божественной царственности).
Мозаичные пластинки весьма богаты по цветовой гамме: темно-красные,
кремовые, белые, светло-голубые, зеленые, синие, фиолетовые, розовые
и аквамариновые.
Купол (выполненный в форме колокола) расписан тремя хроматическими "полосами"
(по направлению сверху вниз): в центре первой полосы - небесно голубого
цвета - выписан желто-золотистый крест; вторая является изображением
зведного неба; третья же - это круговая гирлянда, состоящая из семи
цветов радуги. Этот купол представляет собой стуктуру Эмпирея (Рая)
с его девятью небесами (по Птолемею), которые мы находим и в "Божественной
Комедии" Данте: небеса Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера
и Сатурна (они представлены кругом, состоящим из цветов радуги), над
ними же располагаются восьмое (Неподвижных звезд) и девятое (Первое
подвижное) небеса, на вершине которых возвышается Крест, чей цвет (желтый)
является аллегорией сияния Христа - Света Мира (по Евангелию от Иоанна).
К сожалению, далее часть росписей (от купола до арки) не сохранилась.
Затем, от арки, символический ряд продолжается: мы видим вьющуюся лозу
с гроздьями винограда и прочие евхаристические символы (например, гранат)
и символы жизни (медуза), типичные для раннехристианского символизма.
Они являются как бы границей между Раем небесным и Раем земным, изображенным
на арке абсиды, внутри прямоугольного рисунка, ограниченного пятью полосами.
Земной Рай - это "сад" Бога (на греческом "paredeison"
означает "сад"), что явствует из орнамента в стиле павлиньего
хвоста, расположенного на ключе свода, и великолепной симметрии, характеризующей
зооморфные и фитоморфные элементы, постоянно тонущие в свете, исходящем
от золотисто-желтого креста. И именно в этом и состоит новаторство этого
орнамента: в этой церкви использованы мотивы, часто встречавшиеся в
мозаике полов римских вилл и базилик с исключительно орнаментальной
целью, здесь же они наполнились аллегорическим смыслом земного Рая.
Пять полос (первая и пятая (то есть - внешние полосы) из них симметричны)
отсылают нас к земному миру, символами которого они и являются.
Параллелепипед, находящийся между звездами (третья и центральная полосы),
и прямоугольники представляют собой Землю; овалы - Небо (в соответствии
с иконографией, берущей начало от Ксенофана (VI в. до н.э.) (1) и восходящей
к Козьме Индикоплевсту (V в. н.э.) (2); полоса в виде косы (четвертая)
и лабиринта (вторая), начиная с орфо-пифагорейского периода, символизируют
вечную цикличность мира природы; число "пять" куба (отсылка
с "Дельфийским диалогам" Плутарха) - изображенное на "поверхности"
Земли (параллелепипеда), в центре между прямоугольником (землей) и овалом
(небом) - символизирует Человека, которому и предназначаются божественные
творения и любовь.
Следовательно, весь мозаичный цикл - это первый в Европе художественный
"манифест" культа Марии, которая ведет человечество от земли
к небу (Одигитрия - Путеводительница), то есть - ко Кресту, откуда и
появилось (уже во времена раннего Средневековья) название церкви - Sancta
Maria Crucis. Этим объясняется и присуствие стольких фресок со святыми
- последовательницами Богоматери. И наконец, Крест излучает свет Творения
и спасения, что находится в полном соответствии с эманатизмом и синкретизмом
- историческими и культурными характеристиками раннего христианства.
По мнению Де Грунайзена, эти мозаики были выполнены восточными мастерами
(возможно, из Эфеса), останавливавшимися в Саленто (точнее - в Отранто)
по пути в Равенну, где в знаменитых равеннских мозаиках снова возникают
мотивы звездного неба и креста, в то время как весь остальной орнамент
церкви в Казаранелло остается уникальным для раннехристианского европейского
искусства. Единственное место, где можно увидеть нечто подобное - базилика
Богоматери в Салониках, построенная примерно в тот же период, что и
церковь в Казаранелло.
В отличие от куда более знаменитых мозаик в Равенне, на которых основной
акцент сделан на фигуры Бога-Отца и Христа, в церкви Казаранелло перед
нами - зашифрованное символическое послание, "ключ" которого
находится в его цифрах ("пятерка") и геометрических и знаковых
фигурах - известный лишь посвященным и защищенный аллегориями. Все это
объясняется эзотерическим и мистическим характером раннего христианства,
а также - необходимостью защиты, поскольку Казарано - в отличие от Равенны
- был не центром, а самой периферией Империи.
Здание, выполненное в форме латинского креста, делает этот уникальный
памятник истории и искусства еще более ценным; когда-то он был украшен
и великолепными мозаиками пола (единственный оставшийся фрагмент которых
ныне висит на северной стене храма) и барельефами на основании церкви.
ФРЕСКИ
Византийские
фрески церкви выполнялись постепенно: с первых десятилетий XI века (Богоматерь
Непорочная с младенцем, Святая Варвара), вплоть до XII-XIII вв. (фигуры
греческих святых, Христос-Пантократор, алтарный образ Мадонны Одигитрии)
и XII-XIV вв. (сцены Страстей и смерти Христовых).
Готические фрески XIII века украшают бочарный свод центрального нефа.
На них изображены жизнь и мученичество святых Екатерины Александрийской
и Маргариты Антиохийской. Цикл святой Екатерины был выполнен около 1250
года французским художником, выжившим в Крестовом походе Фридриха II
Швабского, цикл святой Маргариты, возможно, был написан его учеником.
Цикл святой Екатерины имеет много общего с мозаиками пола собора в Отранто,
домского собора Верчелли, церкви в Казал Монферрато и с фресками церквей
Сен-Савен в Пуатье, Сен-Плакар в Брине, Сен-Жак в Гере и Календрие в
При, которые явились настоящими архетипами для художника, расписавшего
храм в Казаранелло.
После долгих веков забвения эта церковь была вновь "обнаружена"
в начале ХХ века несколькими крупными учеными, самым известным из которых
был Артур Хазельхофф (Arthur Haseloff), который счел ее "самым
древним и значимым памятником эпохи примитивного христианства на Юго-Востоке
Южной Италии".
Примечания:
1.
Ксенофан Колофонский (лат. Xenophanes Colophonius; 580/577 до н. э.,
Колофон, Малая Азия — 485/490 до н. э., Элея, Южная Италия) — древнегреческий
странствующий поэт и философ. Покинул ионийский Колофон из-за персидского
нашествия. Путешествуя по городам Греции, в старости побывал в Южной
Италии и поселился в Элее. Считается основателем Элейской школы и учителем
Парменида («первый среди элеатов цельный ум», Аристотель; в отличие
от элеатов интересовался не онтологией, но преимущественно теологией
и космологией). Отдавал предпочтение «мудрости», свободной прежде всего
от чувственных образов.
2.
Козьма Индикоплевст (другой вариант — Косма Индикоплов) — византийский
купец, написал между 535 и 547 дошедшую до нас богословско-космографического
трактата «Христианская топография», отвергающую систему Птолемея и отрицающую
шарообразность Земли. Его книга написана под влиянием несторианства
и позже была особенно популярна на христианском Востоке.
В «Христианской топографии» структуру Земли он изобразил в виде плоского
более продолговатого с запада на восток прямоугольника, в середине которого
находится земная твердь, омываемая океаном. Солнце вечером скрывается
за конусообразной горой на севере, ночью оно двигается за ней к востоку,
чтобы утром взойти вновь. Вверху над небесной твердью в форме двойной
арки расположен Рай, где берут начало все крупнейшие реки. Мир по форме
напоминает ларец или сундук.
О жизни самого Козьмы известно крайне мало. В переводе его прозвище
означает «Козьма, плававший в Индию». Кроме Индии, он в качестве купца
побывал на территории современных Эфиопии, Ирана, Аравии и на острове
Цейлон. Родом он был из Александрии, встречался с Юстинианом I, был
для того времени очень образованным человеком, а позже стал монахом
на Синае. Кроме того, его труды — едва ли не единственные источники
раннего Средневековья, дошедшие до нашего времени в более-менее полном
объёме.
Библиография:
1.
W. DE GRUNEISEN, Studi sulle pitture medievali romane, in "Archivio
della R. Societa Romana di Storia Patria", XXIX, 1906, стр. 518-521.
2. M.M. TRINCI CECCHELLI, I mosaici in Santa Maria della Croce a Casaranello,
in "Vetera Christianorum", XI, 1, 1974, стр. 167-169.
3. Paesi e Figure del vecchio Salento, 1980, стр. 273.
© Светлана Блейзизен