Понтормо. Автопортрет (около 1515 г.),
Кабинет эстампов, Галерея Уффици, Флоренция

Якопо Каруччи, прозванный Понтормо, - один из ярких представителей самого пика развития тосканского маньеризма, который в последние годы оказался "открыт" и оценен не только критиками (которые и так частенько о нем вспоминают), но и публикой, внимание которой особенно привлекает последние годы его творчества, которое именно в этот период был отмечено исключительной смелостью колорита. Самыми блестящими примерами этой фазы творчества художника являются "Положение во гроб" (1535 г.) и "Святая Фелицита" (1528 г.) во Флоренции и "Посещение Богородицей святой Елизаветы" в Пьеве а Карминьяно (1529-1530 гг.).

Каруччи родился в местечке Понторме ди Эмполи (отсюда и его прозвище) в 1494 году. Рано оставшись сиротой, он в 1508 году перебирается во Флоренцию. Здесь его учителями становятся Мариотто Альбертинелли, Пьеро ди Козимо и Андреа дель Сарто, в мастерской которого Якопо обосновался в 1512 году и где он и работал вместе с Россо Фьорентино. В следующем 1513 году он уже занят в строительстве церкви Santissima Annunziata: во дворе он пишет фреску "Посещение Богородицей святой Елизаветы" (1514-1515 гг.). В 1515 году он создает "Веронику" в папской капелле церкви Santa Maria Novella, и в этой фреске уже чувствуется влияние Микеланджело. В этом же году он вместе с другими художниками участвует в работе над большим заказом: четырнадцать панелей, изображающих "Историю Иосифа" (сейчас они находятся в лондонской Национальной Галерее), предназначавшиеся для украшения зала, где праздновали свадьбу Пьерфранческо Боргерини и Маргерита Аччайоли. Понтормо, хорошо знакомый с эстампами северных художников, создает картины, полные живых образов и ярких деталей. В 1518 году он работает над надалтарной картиной в капелле Пуччи во флорентийской церкви San Michele Visdomini. Это его произведение - своеобразный манифест, заявляющий об отходе от "классики": его пирамидальная композиция, взятая от Андреа дель Сарто, оживлена яркой выразительностью персонажей (здесь сказались воспоминания об изучении леонардесок и гравюр северных художников), удивительным светом и диагоналями, по которым располагаются персонажи. После этой работы Понтормо становится известным и его приглашают к себе Медичи. С 1519 по 1521 гг. он пишет люнет "Вертумнус и Помона" на их вилле в Поджо а Кайано - спокойный и светлый образ сельской жизни, аллегорию понтификата Льва Х и восстановления власти Медичи. В 1523-1525 гг. он пишет фрески с "Историей страстей христовых" для картезианской обители в Галлуццо. Именно в этот период во Флоренции свирепствовала эпидемия чумы. Затем следуют прекрасные надалтарные образы: "Положение во гроб" для капеллы Каппони в церкви святой Фелициты и еще одно "Посещение Богородицей святой Елизаветы" для Пьеве ди Карминьяно. Скульптурные формы его полотен, так напоминающие Микеланджело, выразительность жестов и взглядов персонажей, светлая цветовая гамма и сильная патетика делают картины Понтормо абсолютно маньеристскими, совершенно оторванными от реальности.
Покровительство семейства Медичи, для которого он пишет несколько портретов (среди которых портрет Козимо Старого де Медичи из Галереи Уффици), продолжается еще на протяжении нескольких лет, когда он создает картины (к сожалению, все они утеряны) для вилл в Кареджи (1535-1536) и Кастелло(1537-1543), а также - для хора церкви San Lorenzo (1546-1557). Работой над этим последним произведением он и был занят до самой смерти, которая пришла к нему 31 декабря 1556 года или первого января 1557 - точная дата неизвестна. Похоронен Понтормо во дворике церкви Santissima Annunziata, памятник же ему установлен в капелле святой Лючии, в той же церкви.
Вообще о жизни Понтормо известно очень мало - он был очень "закрытым" человеком. В последние двадцать лет ходят слухи о его гомосексуальности. Подтвердить их какими бы то ни было записями его современников невозможно, никак не вытекает это и из его полотен, как это бывает с другими художниками (например, Караваджо).
Некоторые выводы можно сделать разве что исходя из иконографического и литературного материала.
Иконография - это серия из почти пятидесяти набросков (бОльшая часть которых хранится в Кабинете Гелереи Уффици во Флоренции) к произведению, которое было наиболее значимо для Понтормо, - фресок для церкви San Lorenzo во Флоренции, которые, к величайшему сожалению, были уничтожены в 1740 году.
В этих набросках (не предназначенных для взглядов и суждений публики) исчезает помпезность и строгость стиля Каруччи и появляются обнаженные фигуры, причем - настолько чувственные, что не оставляют никаких сомнений многим комментаторам. По этому поводу можно вспомнить мнение Хаке: "Можно предположить, что, как Винчи и Микеланджело, Понтормо видел свой художественный идеал в платоническом эфебе, и не только "платоническом". Акцент сразу же смещается на этот элемент сексуальной инверсии". Еще одним доказательством может служить "Дневник", в котором в 1554-1556 гг. Понтормо, имевший проблемы с желудком, записывает диету, которой он в тот момент лечился. В эти записи вклиниваются и новости о работе в церкви San Lorenzo и о его подмастерье - (Джованни) Баттиста Нальдини (1537-1591): Лебенсцтайн проводит по этому поводу забавный "психоанализ", замечая, что из этих записей следует, что в 1555 году сильнейшая привязанность к этому Баттисте заставляло Понтормо страдать психосоматическим заболеванием (возможно, это была язва) каждый раз, когда мальчишка не возвращался домой ночевать или же ругался с художником и закрывался в своей комнате: "То, что дневник совершенно ясно раскрывает, так это то, что Понтормо любил Баттисту, и тот факт, что эта любовь была одновременно любовью любящего к любимому, отца-матери - к сыну и учителя - к ученику-рабу, не может сильно удивлять нас, потому что структура любви, в наших глазах, бесконечно альвеолирована".

© Перевод с итальянского Светланы Блейзизен

Источник: La gaya scienza


Карта сайта


© 2004-2017
© Idea by Svetlana Bleyzizen
Все права защищены.
Любое воспроизведение данного материала в целом либо его части запрещается
без согласия администрации сайта "Italia Mia".

 
© Design by Galina Rossi